Сельскохозяйственная авиация на Островетчине: как это было

10:00 / 31.01.2024


В советское время велика была роль сельскохозяйственной авиации. Без её помощи сложно было вырастить хороший урожай картофеля (а его тогда высаживали в районе на площади 2,5 тысячи гектаров), спасти от вредителей капусту, куузику (был такой корнеплод), ускорить созревание люпина, осуществить масштабную обработку полей против пырея, помочь земледельцам своевременно внести минеральные удобрения. Без преувеличение,  кукурузники, как тогда называли самолёты сельскохозяйственной авиации, долгие годы помогали крестьянам в их нелёгком труде.

После окончания сельскохозяйственного института я по распределению приехал на работу в Ворнянскую сельхозхимию. И уже через несколько месяцев мне поручили организовывать и контролировать работу экипажа самолёта АН-2.

По традиции в каждый район ежегодно прилетал один и тот же состав небесных тружеников – это позволяло им лучше ориентироваться  на местности, с высоты быстрее и точнее определять границы колхозов и обрабатываемых участков. И наше взаимодействие помогало оперативно решать любые вопросы, наладить тесный психологический контакт, доверять друг другу. Мы почти подружились – и, вопреки инструкции, запрещающей во время проведения химзащитных мероприятий находиться в самолёте посторонним, мне иногда разрешали вместе с экипажем совершать облёт обрабатываемых полей и с высоты птичьего полёта не только оценивать качество работы, но и быть невольным свидетелем маленьких «шалостей» лётчиков.

Все пять лет, что мне пришлось работать с экипажем, состав лётной команды возглавлял опытный пилот Николай. В молодости он служил в военной авиации и налетал не одну сотню часов на истребителе МИГ-2. Однако по состоя­нию здоровья пришлось комиссоваться с возможностью управлять маломерными, более «спокойными» летательными аппаратами. Наверное, ему после большой авиации было скучно «бороздить небесные просторы» на «кукурузнике», и Николай время от времени пытался разнообразить будни большими и маленькими приключениями. 

Однажды после опрыскивания картофеля от фитофторы в колхозе «Родина» (Гервяты) пилотам захотелось пить, а в кабине воды не нашлось. Недолго думая, они выбрали ровное поле, которое недавно покинули зерноуборочные комбайны, с одиноким хутором на его окраине, посадили машину и быстро подрулили к дому. Сложно описать возникший переполох: куры разлетелись в разные стороны, собака забилась в конуру… На крыльцо выскочила хозяйка с побелевшим лицом и перекрестилась.

Соскочив на землю, мы извинились и попросили…  холодной колодезной воды! Старушка с облегчением выдохнула и не только напоила нас чистой водой и дала несколько бутылок с собой (наверное, чтобы не надумались ещё раз прилететь), но и угостила корзиной яблок – белого сочного налива. Успокоившись и поверив, что мы не ангелы и не черти, сказала: «Даже если рассказать кому, что такие гости свались с неба, – разве ж кто поверит?!»

Но это был не единственный случай использования в качест­ве взлётно-посадочной полосы подходящего поля. Как-то нам сообщили, что машина, которая должна была везти лётчиков на обед, испортилась, поэтому идти в столовую от теперешней Аэродромной до здания МСО, что напротив памятника советским воинам и партизанам, придётся пешком. Приличное расстояние! И Николай предложил: «А давайте слетаем! Рядом стадион – там и приземлимся!» Я напомнил, что с двух сторон от стадиона – лес, с третьей – высокое колесо обозрения, но эта информация не насторожила лихих пилотов.

Всё прошло благополучно. Никого не напугав, «кукурузник» приземлился и остановился у футбольных ворот. Через несколько минут мы уже стояли с полными подносами снеди в очереди в кассу. Но тут в обеденный зал вбежал тогдашний начальник ГАИ района. «Чей самолёт? Немедленно убирайте, а то сообщу, кому надо, и ваши полёты закончатся!» Пришлось отменять обед и срочно искать телефон, чтобы связаться с председателем сельхозхимии и просить его уладить инцидент. 

Однако это были всего лишь «цветочки». «Ягодки» довелось испробовать, когда АН-2 проводил дефолиацию люпина в колхозе «Красная Заря» (Лоша). Обрабатывали поле, расположенное между двумя перелесками, где дети собирали грибы. Увидев низколетящий самолёт, они стали озорничать: бросать в нас камни и шишки. Поозорничать и попугать хулиганов решил и командир: набрав высоту, направил АН-2 вниз! Но в секундном замешательстве, не рассчитав траекторию полёта, зацепил крылом берёзу, ствол которой, как острым лезвием, разрезал два правых крыла. Каким-то чудом лётчикам удалось дотянуть до взлётно-посадочной полосы – не иначе как ангел-хранитель спас экипаж!

В тот же день из Минска инкогнито приехали специа­листы – и ужаснулись. Целую ночь они укрепляли, клеили, латали, красили – утром обновлённая машина была готова к работе.

Конечно, такие нестандартные эпизоды запоминаются в первую очередь. Хотя в целом закреплённый за Островецким районом экипаж работал хорошо и выполнял поставленные перед ним задачи. И ничем не примечательных трудовых будней было больше. 

Я счастлив, что имел возможность с высоты птичьего полёта видеть Островетчину во всей её разнообразной красоте! Скажу откровенно: зрелище необыкновенной притягательной силы! Калейдоскоп красок настолько многогранен, что хочется смотреть его каждый день, любоваться лесами, реками, озёрами, полями, наблюдать за размеренной жизнью в деревнях и на хуторах…

…Когда команда авиаторов узнала, что я перехожу на другую работу, то решила сделать мне подарок. Возвращаясь после обработки картофельного поля колхоза имени Гагарина (Гири), второй пилот уступил мне своё место. Командир убрал руки со штурвала – и я на несколько минут стал лётчиком! Дело, скажу я вам, не совсем обычное: кроме штурвала, который двигался в четырёх направлениях, были ещё две педали, требующие синхронного взаимодействия. У меня не всё получалось: рукотворная птица всё время тянулась в облака, и Николай то и дело, улыбаясь, выравнивал аппарат. А когда шасси коснулись земли на бывшем военном аэродроме возле Михалишек, моя рубашка промокла от пота, а задеревеневшие ноги отказывались слушаться. 

Конечно, жаль было расставаться со своими друзьями-лётчиками. Моя трудовая жизнь только начиналась, а для «кукурузников» она подходила к концу. Через несколько лет применение АН-2 в сельском хозяйстве прекратили. Эстафету на некоторое время подхватили вертолёты. Теперь им на смену всё чаще приходят дроны, с экономической и экологической точки зрения они значительно превосходят своих старших собратьев. Да и участие человека в технологическом процессе уменьшилось в разы.

…А мне ещё повезло – и полёты во сне стали реальнос­тью! 

Виталий Бондарик.

Текст: Главный администратор
Фото: из архива