Как воспитать патриотов, знают Иван Плявго и Наталья Воробей

08:47 / 30.09.2023




Сегодня ни для кого не секрет, что воспитать патриота может только патриот. Патриотическое воспитание – одна из задач, которая сегодня стоит и перед педагогами. Как с ней справляются, рассказали учитель истории, физкультуры и руководитель военно-патриотического воспитания СШ №3 Иван Иванович Плявго и учитель истории и обществоведения СШ № 2 Наталья Викторовна Воробей.

- Быть педагогом – огромная ответственность: с вас берут пример сотни школьников. Как вы стали учителем и что значит для вас им быть?

Иван Иванович:

- Быть учителем действительно очень ответственно. И вообще, школа – это тот институт, где зарождается личность, на которую в дальнейшем ложится ответственность за страну и наше будущее.

Мне по жизни везло на учителей: они помогали, направляли. Если честно, то в 5-6-м классах я мечтал быть водителем. Но нашёлся учитель, теперь уже бывший физрук Воронской школы Станислав Болеславович Пометько, который меня направил в педагогическое русло. Я поступил в техникум физической культуры в Гродно, затем в БГУ на исторический факультет. И ни о чём не жалею. Если пришлось бы начинать жизнь сначала, я поступил бы также.

В 1989 году начал работать в Трокеникской школе, где вырос от учителя физкультуры, истории до заместителя директора, а затем и директора – и всё это благодаря моим учителям и руководителю школы Валентине Антоновне Сосновской.

Да и позже жизнь сводила меня с прекрасными педагогами, благодаря которым я и теперь предан учительской профессии.



Наталья Викторовна:

- С профессией я определилась в раннем детстве. Ещё не ходила в школу, но уже учила свои игрушки. Прошло время – и в 11 классе всё сложилось само собой: детские забавы переросли в поступление, а затем и в любимую работу. В школе я уже 7-й год. Как говорят, где родилась, там и пригодилась.

На выбор профессии повлияла и среда, в которой я росла. Школа ведь не только обучение, но и воспитание, социализация. Я помню и благодарна своему первому учителю Тамаре Михайловне Рынкевич – она была примером настоящего педагога. Мы шли к ней, как ко второй маме; именно с ней связаны самые тёплые воспоминания о годах учёбы. Она человек, который соединял различные поколения.

И сегодня будущее нашей страны зависит в том числе от школы и педагогов, которые в ней работают. Ведь учитель – это человек, который не только несёт знания, но и влияет на мировоззрение детей, воспитывает их.

Помню свой первый урок и глаза более 20 детей-семиклассников. Тогда я поняла, что важны не только теория, которую нам дали в университете, но и воспитание, и общение, и понимание... Учитель должен быть многогранным человеком, способным работать с душой, ответственно относится к себе и тем, кто находится рядом.



-- Учебный и воспитательный процессы раньше и теперь отличаются?

Иван Иванович:

- Раньше было проще учить и проще учиться: был один учебник, одно пособие. Сейчас из множества информации в разных источниках, разноплановых точек зрения необходимо, проанализировав и систематизировав их, выбрать что-то одно, самое важное, сделав при этом правильные выводы.

И в воспитательном плане сейчас сложнее растить молодое поколение, воспитывать его в духе патриотизма, чтобы ребёнок стал личностью и настоящим гражданином своей страны, а в будущем был ответственен за свою страну.

В интернете сейчас много информации – ненужной и отрицательной. И прежде чем ребёнок её примет, ему надо рассказать не просто, что такое хорошо, что такое плохо, а научить понимать, что нужно, что нет, научить делать правильный выбор. Детям сложно со всем этим справиться самостоятельно. Им, конечно, надо давать право выбора, но всё равно надо направлять.



Наталья Викторовна:

- На самом первом педсовете я услышала такие слова: «Когда готовитесь к мероприятию или учебному занятию, подумайте, хотели бы вы оказаться на месте своего ученика». Эти слова помню каждый день.

Учитель – человек который зажигает детские сердца, помогает им достичь цели. И надо быть не только теоретиком, но и старшим товарищем, мамой, психологом… Мы работаем с молодым поколением, и важно подстроиться под них и учитывать их мнения.

Мне нравится внимание, влияние и помощь, которые государство оказывает образованию и в учебном, и в воспитательном направлениях. Делается на самом деле очень многое, только, жаль, не все это видят и понимают.

У нас введён потенциал экскурсий – это здорово. Мы путешествуем по району, по области, стране – и я вижу, как горят глаза детей, как они гордятся нашей страной. Всё это целенаправленная политика государства, чтобы дети воочию, а не только по книгам изучали историю.

Воспитательный потенциал на уроках очень важен. Информация в интернете оказывает огромное влияние на школьников – дети иногда теряются, и нужно помочь им разобраться и найти правильный путь.

- Патриот своей страны – кто он, на ваш взгляд?

Иван Иванович:

- Во-первых, тот, кто знает своё прошлое и историю. Во-вторых, тот, кто делает правильный выбор и правильно оценивает политику государства.

Иногда приходится слышать: а что для меня сделало государство? Начинаешь рассказывать – и человек понимает, что действительно вклад-то большой! Только так, на конкретных примерах, мы можем воспитать поколение, которое в будущем возьмёт на себя ответственность за страну и человечество.

Наталья Викторовна:

- Патриот – это человек, который готов трудиться на благо своей Родины, отдавать ей свои знания и силы. Это человек, который любит свою страну, место, где родился, гордится своим государством и делает всё, чтобы оно развивалось и процветало.

 - Легко ли воспитать патриота?

Иван Иванович:

- Должность, которую я теперь занимаю, – руководитель военно-патриотического воспитания введена два года назад. Это было сделано своевременно и это нужное и правильное дело, чтобы действительно воспитать гражданина-патриота.

Руководитель военно-патриотического воспитания – это координатор всей военно-патриотической работы: взаимодействие с классными руководителями, педагогом-организатором, психологом, родителями, связь с военным комиссариатом – в плане выявления желающих поступать в военные вузы, тесное взаимодействие с ветеранской организацией – помощь и шефство – всё это наши дела. В этом, к слову, огромную помощь нам оказывает часть 7434, на базе которой создан наш клуб «Единство».

В клуб идут все желающие, но остаются те, кому это нужно. В прошлом году у нас было 50 ребят, кто-то из них закончил школу и поступил – мы ими гордимся. И те, кто остался, это настоящие патриоты, которые стремятся к военному делу, – и они отличаются от остальных.

Я историк, а это дисциплина, которая воспитывает патриотизм в человеке. Чтобы быть патриотом, надо знать и историю малой родины, чем мы и занимаемся. Кроме того, веду занятия по интересам «Стрела» – за прошлый год с ребятами посетили 70% воинских захоронений в районе. Мы не только навели на них порядок, но таким образом и изучили историю. Участие в акциях и мероприятиях, форумах, турслётах, классные и информационные часы, уроки – в школе всё направлено на формирование патриотизма и любви к стране.

Наталья Викторовна:

- Воспитание патриотизма – это комплексная работа. Этим должны заниматься школа, семья и государство, что мы сейчас и наблюдаем. На это направлена политика государства, школа этим занимается по всем направлениям воспитательной работы, активно к этому привлекаем и семью. И когда мы объединимся, всё получится.

Нам надо вырастить молодое поколение, которое уважительно относится к своей стране. Это можно делать на самых маленьких примерах: предложить детям где-то что-то убрать -- и так проявить заботу о своей малой родине.

Если все вместе грамотно выстроим логическую цепь дел и будем целенаправленно ей следовать, то легко сможем воспитать патриотов.

Я не только предметник, но и классный руководитель 8 класса. Мы с ребятами увлекаемся краеведением, разрабатываем туристические маршруты по малой родине, ищем интересные факты о Беларуси, проводим игры и квесты – и изучаем историю своей страны, своего народа. Не знать её стыдно. И радостно, когда дети начинают приводить примеры из истории семьи, вспоминают рассказы бабушек-дедушек -- всё это тоже воспитывает патриотизм.

- На ваш взгляд, какая историческая личность заслуживает, чтобы с ней познакомиться?

Иван Иванович:

 - Хотел бы не просто познакомиться, а пожать руку. Ведь лучшего примера в нашей стране и лучшего гражданина, который сказал, что патриотизм должен быть вот здесь (в сердце), нет. Это наш Президент Александр Григорьевич Лукашенко. Такие личности рождаются раз в 100 лет. И в плане патриотизма именно с него надо брать пример.

Наталья Викторовна:

- Если брать исторические эпохи, то первыми на ум приходят Франциск Скорина, Ефросинья Полоцкая, люди, которые были просветителями, несли людям науку и образование.

Из современников – наш Президент Александр Григорьевич Лукашенко, который стоит во главе белорусского государства и воспитания патриотизма, человек, который ведёт народ правильным курсом, действует, как настоящий гражданин и патриот своей страны.



Текст:
Фото: Елена Ярошевич