Музыка звучит без границ

09:05 / 06.04.2017

2050.jpgХорошую песню нельзя запереть, заглушить, привязать, приковать цепями. Она объединяет, сближает, помогает людям – независимо от их национальности и вкусовых пристрастий – лучше понять друг друга, дарит радость тем, кто настроился на ее волну, открыл сердце для того, чтобы впитать живительные слова и мелодии, и умиротворение тем, кого гложет  печаль или кому разрывает душу боль

И совершенно неважно, представитель какого музыкального направления дарит человеку эти волшебные минуты, уверен Илья Ваткин, литовский шансонье – лидер известной далеко за пределами своей страны группы «Купе», который подарил женщинам района теплый и искренний вечер под нежным и близким нашему сердцу названием «Белорусочка».

Илья Ваткин поделился с читателями «АП» своими мыслями – о творчестве, об отношении артистов и зрителей, успехе и  многом другом…

О ТВОРЧЕСТВЕ

*Настоящий музыкант никогда не был и не будет богатым: для него важнее быть услышанным и понятым.

*Ни один, даже самый известный и титулованный певец, не может качественно отрабатывать по семь концертов в день.

В советское время  молодой человек определялся с профессией уже к седьмому классу. Я не был исключением: понимая, что у меня есть тяга к творчеству, решил выбрать стезю музыканта. И, как многие представители молодежи, представлял себе идеальную картину: сразу – известность, поклонники, любовь публики, аплодисменты… Так думали и мои родители, пока не увидели изнанку этой нелегкой работы: нужно иметь хорошее образование, очень большой потенциал – ведь это единственная профессия в мире, когда огромное количество людей разного возраста, социального положения и политических взглядов оценивают твое творчество. За полтора-два часа они вырабатывают свое отношение к тому, что им предлагают. И критерий их оценки один – нравится или не нравится.

Мой творческий путь начался с консерватории, со специальности джазовый барабанщик. Тогда еще не было маркетинговых проектов, которые сегодня вкладываются большие деньги. Был Дом культуры и был артист, который, благодаря музыкальному образованию, понимал, в какую форму облачить содержание, чтобы оно было доступным и понятным. Даже глобальные проблемы можно  передать в трех аккордах.

В Литве я реализовал массу дорогостоящих проектов, а последнюю зарплату получал еще в филармонии. Потому что работать нужно не на прибыль – важнее иметь возможность реализоваться.

Во времена одной большой страны музыканты и певцы зарабатывали одинаково – к примеру, Иосиф Кобзон и я. И работали тоже – разница была лишь в маршрутах и программах. Рекордсменами по количеству выступлений в день тогда были белорусские «Песняры» – они выдерживали огромные нагрузки, давая по четыре концерта. У нас бывало по три…

Каждый день такой работы вынести нелегко. Люди же приходят на концерт, чтобы получить свою дозу эмоций, и ты не имеешь права их разочаровать. Поднять настроение тому, кто пришел тебя послушать, и тогда, и сейчас было и остается трудным делом.

Знать всех исполнителей, а тем более их репертуар  зрители не могут: песен на просторах интернета, откуда теперь в основном звучит музыка, тысячи, а в сутках только двадцать четыре часа. Кроме того, любому исполнителю попасть в плей-лист наиболее часто звучащих песен, особенно за пределами своей страны, сложно, поэтому я понимаю, что многие белорусы мое имя могут услышать впервые. Но это нормально – я расскажу о себе сам.

ОБ ИЗВЕСТНОСТИ И СЛАВЕ

* Сегодня чаще всего собирает залы не столько культура творчества, сколько имя исполнителя или художника.

Самое страшное – быть мегаамбициозным. Не нужно опускать руки из-за того, что тебя не покажут по телевизору, – это не значит, что  человека, артиста  нет. Он есть для знакомых, родных, друзей. И я есть, хоть мое лицо и не мелькает на голубом экране. И мои песни есть, и мои зрители тоже. Поэтому я даю концерты в горячих точках, в военных гарнизонах, в небольших городках с маленькими залами. И десяток зрителей получает заряд не меньший, чем многотысячный зал.

Колеся по отдаленным городам и весям, я понял: людям не важно, какие песни ты поешь, главное для них – отношение. Они запоминают атмосферу, настроение, акценты: повод, по которому приходят на концерт, моменты общения с артистом, маленькие, но всегда приятные сюрпризы…

Самым популярным музыкальным направлением всегда была и остается поп-музыка. Но это не означает, что ей нет альтернативы. Просто нужно искать.

Есть много исполнителей и музыкантов, которых знает ограниченный круг людей, но у них своя аудитория – пусть небольшая в масштабах страны, но она есть. Это публика, которая в творчестве именно этого артиста находит для себя что-то личное, близкое и понятное. Для таких людей я выхожу на сцену, за это я их люблю, для них я работаю. Я люблю все то, что происходит во время концерта: даже выкрики, хлопки, какое-то движение показывают, что зал неравнодушен. Его нельзя обмануть, перед ним невозможно схитрить.

Каждый раз, выходя к людям, я пытаюсь донести им свои чувства, показать, что я пришел к ним с добром и радостью. И свои концерты больше предпочитаю называть и считать вечерами встречи со зрителем.

Я не стремлюсь на большую, но бездушную сцену в Англии, Германии, Франции, Израиле, России, хотя могу себе это позволить – не это слава. Намного важнее наладить прямую связь со зрителем через живое общение. Мне не нужен пиар, потому что все свои встречи я веду сам и сам же рассказываю об истории появления каждой песни.

О РЕПЕРТУАРЕ

*Песни для концерта всегда подбираются под аудиторию, которая будет их слушать.

*Высший пилотаж артиста – это когда каждый сидящий в зале уверен, что с легкостью может его повторить.

В моем репертуаре есть немало композиций на разных языках. Я не вижу в этом ничего зазорного или политизированного. Наоборот. Несмотря на непонимания и разногласия, которые временами случаются между странами, людей объединяет песня. Когда слышите композицию на норвежском, шотландском или английском – его тоже не все хорошо знают, вы улавливаете в первую очередь настроение, вам нравится мелодия и звучание. Это язык музыки, который всегда позитивен и несет в себе какую-то мысль.

Материал я отбираю очень скрупулезно, потому что в концерте – а это почти два часа – звучит всего двадцать песен. Зрителю, который не менее старательно из списка концертов выбирал, куда же ему все-таки пойти, должно быть приятно и комфортно просидеть все это время без возможности выйти «на перекур». И руководствоваться при этом нужно не своим вкусом, а тем, что нравится людям.

Есть темы актуальные, вечные, пропустить которые ты тоже не имеешь права. А шансон – это не уголовная лирика, как многие привыкли думать. Это направление в музыке, которое дает возможность высказаться понятным, простым языком. Его формат определяет не столько текст, сколько мелодия и тембр.

О ЖИЗНИ

*Не только в творчестве, но и в жизни нужно чувствовать грани, за которыми все меняется.

Давно прошли времена, когда все было просто, понятно, легко и радостно. Сегодня весь мир живет по-другому. Во времена моего взросления мы ели простые бутерброды с докторской колбаской, слушали лишь радио «Маяк», смотрели три телевизионных канала вместо ста тридцати, знали в лицо пару-тройку артистов – и были счастливы. Но все меняется. И профессия музыканта себя изживает – ей на смену приходят новые компьютерные технологии. Отсюда мы слушаем совсем другие мелодии.

Интересно, что к нам возвращаются старые и давно забытые песни – и снова становятся популярными Антонов, Дербенев, Саульский, Шаинский… Все дело в позитиве тех лет, которые дарили ощущение постоянного праздника. 

О ПЛАНАХ

*Музыка помогает нам понять друг друга и объединиться.

Читателям «Островецкой правды» раскрою секрет: в следующем году совместно с Президентским оркестром Республики Беларусь и со сводным хором мы начнем работу над эпохальным проектом «Хатынь». Это будет международный проект, музыку и слова к которому написали  латвийцы – композитор Анатолий Хвойницкий и поэтесса Жанна Данцева,  – в дуэте с заслуженным артистом Беларуси Анатолием Кашепаровым.

Почему Хатынь? Это символ невинно гибнущего мирного населения, который актуален и сегодня – причем в мировых масштабах. Вспомнить Хатынь – значит обратить внимание на то, что происходит в сотнях, тысячах километров от нашего дома. Так мы можем заставить людей думать, четко отличать минор от мажора – а в этом и заключается главная задача любого творчества, и музыки в частности.

Приходилось слышать недоуменные возгласы к песне на слова Иосифа Равдановича «Белорусочка» – но они мне непонятны. Когда мы слышим «Смуглянку-молдованку», никто ведь не думает о Молдавии.

«Белорусочка» – хорошая, понятная песня о Беларуси в исполнении литовского артиста. И это важно, ведь это часть нашей общей истории.

О БЕЛАРУСИ

*Несмотря на все трудности, Беларусь имеет  перспективу – у многих этого нет.

В Беларуси я чувствую себя комфортно, практически как дома. Мне не нужны особенные условия для выступления, дорогие вещи и рестораны – это все форма, внешняя оболочка, которая может меняться. А вот отношение, когда заходишь в любой дом и знаешь, что тебя там примут – по-простому,  доброжелательно и душевно, открыто – неизменно. И это ощущение близости остается на всю жизнь.

С Островцом я познакомился пять лет назад благодаря Иосифу Равдановичу, который стал моим соавтором, подарив мне и людям не одну хорошую песню. Эта тесная связь продолжается и уже не разорвется. Я полюбил ваш чистый, светлый город и тихий поселок Гудогай, где в простом кафе заказываю вкусный шницель с макаронами –  и чувствую себя самым счастливым человеком.

Литовцы и белорусы всегда были близкими людьми, и никто не сможет этого изменить. Так сложилось, что  мой концерт, приуроченный к международному женскому дню и посвященный всем женщинам Островетчины, прошел в Гервятах – и это глубоко символично. Все они – добрые, милые, красивые – достойны не только хорошей песни, но и любви, внимания и ласки. И пусть небольшие подарки в виде моего последнего компакт-диска, которые в тот праздничный вечер я был рад вручить каждому зрителю в зале, станут напоминанием о том теплом весеннем вечере.

фото001.jpg



  Спасибо всем организаторам концерта – и до новых встреч!


Текст:
Фото: Ольга Хотянович