"Неограниченные возможности". Как не лишить ребенка детства?

15:21 / 02.06.2016
1013
Оля Ребко1 июня мы отмечали Международный день защиты детей. А значит, пришла пора поговорить о самых маленьких и, наверное, самых важных членах нашего общества. Это ведь только нам, взрослым, кажется, что у ребенка проблем нет. Сиди себе, играй, жуй шоколадку, пока мама с папой вокруг тебя бегают и танцы с бубном устраивают.

А ведь, если подумать, то детям приходится труднее всего. Во-первых, всему надо учиться с нуля. Ты не можешь толком рассказать, чего хочешь или где болит, потому что еще не умеешь говорить или знаешь слишком мало слов. Ты все время падаешь и набиваешь шишки, потому что еще не очень хорошо умеешь ходить. Во-вторых, тебя никто не принимает всерьез. Почти все, что приходит тебе в голову, – либо нельзя, либо натыкается на каменную стену взрослого «Не выдумывай!» или «Давай потом, мне сейчас некогда!».

Взрослые спокойны, если ребенок одет, накормлен, вовремя обследован и пристроен в детский сад или школу. Чтобы обеспечить ему все это, они готовы много работать, несмотря на то, что бесконечная занятость лишает возможности проводить время с семьей. Так появляется в доме сто первая машинка или кукла – и исчезают семейные вылазки на природу. Появляются бутерброды, которые можно съесть находу, – и исчезают уютные домашние ужины, когда за столом собираются  все члены семьи. Появляются новейшие средства общения – и исчезают доверительные беседы.

А что же происходит в семье, в которой появляется не совсем обычный ребенок? То есть, ребенок с физическими нарушениями. Количество проблем в этом случае возрастает вдвое. Для родителей болезнь ребенка сама по себе – стресс и шок. К такому повороту событий нельзя подготовиться. Люди просто оказываются перед печальным фактом, без четкого понимания, что же теперь делать. Кто-то считает, что не справится. Кто-то надолго уходит в себя. Кто-то цепляется за любую возможность вылечить своего малыша.

Вот только, какой бы способ справиться с бедой взрослые ни выбрали бы, очень часто они забывают одну важную деталь: как бы ни было тяжело родителям, ребенку гораздо хуже. Ведь это на нем будут пробовать самые разные методы борьбы с болезнью, в то м числе и экспериментальные. Э то ему будет больно и страшно. Это ему придется как-то приспосабливаться к своему состоянию и жить с ним дальше. И это ему через много лет не захочется вспоминать о своем детстве.

Buslik.


Как не лишить ребенка детства?


Все довольно просто и одновременно сложно. Необходимо сделать так, чтобы, понимая свои особенности, ваш ребенок все же не стал изгоем и не начал закрываться от мира.

К сожалению, большинство врожденных заболеваний нельзя вылечить. Можно лишь поддержать постоянное или временное облегчение. Поэтому не забывайте: важно не столько лечение, сколько реабилитация. Если нарушения нельзя исправить, нужно научить ребенка с ними жить как можно более полноценно.

ребенеок-инвалидГиперопеке – нет

Родителям всегда хочется окружить свое чадо как можно большей любовью и заботой. И тут главное – не перестараться! Когда ребенок болен, возникает опасность гиперопеки. Взрослые стремятся все сделать за малыша. Упала игрушка? Не лезь, сами поднимем. Неудобно надевать ботинки, застегивать одежду? – Не мучайся, застегнем. Сложно держать ложку? – Давай, я тебя покормлю. А нож лучше вообще не трогай, а то порежешься!

На определенном этапе такая всеобъемлющая забота, может, и хороша. Но следует помнить, что родители не вечны – мы уже не раз об этом говорили. Когда-нибудь человек окажется один – и ему просто не на кого будет положиться.

Поэтому гасим на корню свое желание все делать за ребенка! Вместо этого выясните сами и покажите вашим детям, как им удобнее и проще обращаться со столовыми приборами, пользоваться санузлом, одеваться и делать себе завтрак (для тех, кто постарше).

Учите детей!

Практика показывает, что совсем необучаемые дети встречаются крайне редко. Почти каждого ребенка, в том числе и с тяжелыми психическими нарушениями, можно научить хоть чему-нибудь – я уж не говорю о тех детях, у кого, выражаясь медицинским языком, сохранный интеллект. Поэтому стоит попробовать научить ребенка чему-то еще, кроме того минимума, который предоставляют общеобразовательные программы. Дайте ему попробовать все, что возможно и выбирать то, что больше всего понравится и окажется по силам. Но тут важно не пускать все на самотек, а подойти к делу профессионально. Например, если ребенок любит рисовать, найдите возможность ходить с ним на кружок изобразительного искусства или пригласить преподавателя домой. И неважно, что через пару лет вашему сыну или дочке надоест возиться с красками – это нормально, ведь интересы, вкусы и желания меняются вместе с возрастом. Главное, чтобы у них была возможность пробовать, искать себя и делать это под руководством тех людей, которые могут дать дельный совет и направить в нужное русло.

Выходите из сумрака!

Пожалуй, это самый трудный для родителей пункт.

Маленькие дети очень общительны и не видят особой раз ницы между здоровыми и больными. Они с удовольствием играют в одной песочнице, делятся игрушками (или отбирают их друг у друга, всякое бывает), говорят о своем и учатся общаться. Дети непосредственны и любознательны. И если не дать им возможности совместно проводить время, они так и не научатся ладить с теми, кто отличается от большинства. Не ограничивайте круг общения только теми, у кого такие же проблемы со здоровьем. Понятно, что вам хочется быть ближе к «своим», обмениваться опытом с родителями, у которых такая же беда, поддерживать друг друга. Это все очень хорошо и полезно. Но общение вашего ребенка должно быть разнообразным. Ему предстоит жить среди самых разных людей. Играя на одной площадке со здоровыми детьми, он многому научится сам и научит своих товарищей. Вполне вероятно, что именно в это время между ними завяжется тесная многолетняя дружба, и когда ваш ребенок подрастет, у него будет надежная компания для прогулок, бесед, совместной учебы и т.п. И если однажды ваш сын скажет вам «Я пойду с мальчиками погуляю!», не хватайтесь за сердце и не спешите загораживать собой дверной проем с криками «Куда ж ты один!». Он не один. Он с друзьями, которые по доброй воле берут его в компанию, а значит, признают «своим» и не бросят без помощи. Просто дайте им ваш номер телефона, на всякий случай.

Так что, если вы заметили, что кто-то из ребят во дворе тянется к вашему ребенку, не бойтесь и не стесняйтесь. Пусть приходят к вам в гости, общаются, делятся своими радостями. Научите их правильно обращаться с коляской или придерживать дверь, когда ваш ребенок на костылях выходит из дому. В общем, детей не надо изолировать друг от друга – их надо учить правильному общению.

Собственно, тому же самому надо учить и взрослых, но это сложнее. Очень неприятно, когда подходят к маме с больным малышом и начинают допытываться, почему ж он у нее такой получился и давать советы по «эффективному лечению настойкой из мухоморов, как народный целитель по телевизору рассказывал».

Ну что ж, всякое бывает. Нужно запастись терпением, принять факт существования таких доброхотов и жить дальше. В конце концов, от беспокойства и дурного обращения не застрахован никто в этом мире, тут уж не важно, здоровый ты или не совсем. В любом случае, это не повод держать себя и своего ребенка в тесном окружении близких родственников и товарищей по несчастью. Ваш ребенок ничем не хуже других! Просто у каждого человека свои возможности и способности.

В этот же пункт отнесем и участие в мероприятиях. Если ребенок делает красивые вещи своими руками, хорошо рисует, успешно занимается музыкой или читает стихи, пусть участвует в выставках и концертах наравне со здоровыми детьми.  Мероприятия, которые проводятся только для ребят с инвалидностью, – дело хорошее, там тоже можно и нужно участвовать. Но – не устаю повторять – не стоит ограничивать круг общения только людьми с инвалидностью! Если здоровый и больной ребенок одинаково хорошо рисуют, зачем их разделять? Искусство должно объединять людей.

То же самое относится к утренникам, школьным елкам, поездкам всем классом на экскурсии. Если все одноклассники собрались на организованный пикник, не говорите своему ребенку «Что тебе там делать? Ехать (или идти) далеко… Еще тебя там стопчут. Мы лучше потом сами куда-нибудь съездим!». Это абсолютно неверный подход. Вы отделяете от одноклассников, не даете провести время вместе со сверстниками, стать к ним ближе и почувствовать себя частью коллектива. Найдите возможность поехать вместе с классом. Поговорите с учителем – возможно, общими усилиями вы придумаете такие занятия и игры на свежем воздухе, в которых сможет участвовать на равных со всеми и ваш ребенок. Поверьте, это не так уж трудно: немного фантазии и желания – и все получится!

Помните, что качество будущей жизни вашего малыша во многом зависит от вас, от того, как вы себя поведете сейчас, чему его научите. Да, придется приложить немало усилий. Но в конечном итоге вы сами будете рады полученному результату.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений