Журналист "АП" подежурил ночь со спасателями

15:18 / 14.01.2017
ночное дежурствоГоворят, чтобы понять человека, нужно пройти его путь…

А чтобы вникнуть в ту или иную профессию, нужно ее «примерить на себя». Или хотя бы понаблюдать с близкого расстояния…

Именно вторым вариантом я и воспользовалась, чтобы лучше понять профессию спасателя. Чуть больше года назад я «дежурила» вместе с одной из смен  – но  тогда провела со спасателями рабочий день, с 8.00 до 17.00.

И тогда мне сказали, что для полного представления об их службе нужно еще и «поночевать». А тут и на редакционной планерке возник вопрос: «А слабо тебе, Света, ночь со спасателями отдежурить?»

Не слабо!


В то время, как мои коллеги после завершения очередного рабочего дня разошлись по домам, я «направила стопы свои» в пожарную аварийно-спасательную часть.

– Я так понимаю, что в случае нашего выезда вы хотите поехать тоже? – встречает меня командир отделения Олег Геннадьевич Литвинович.

Я утвердительно киваю и располагаюсь в сердце части – в центре оперативного управления, где первыми узнают о том, что кому-то нужна помощь.

– В дежурной смене сегодня 14 человек: 13 – на выезд и диспетчер Ольга Букель, – вводит в курс дела командир отделения. – Если что-то случится, на выезд отправятся две машины.

– Спасатели как можно быстрее должны оказаться на  месте происшествия, – подключается к разговору диспетчер. – Но при этом водитель машины обязан соблюдать скоростной режим и правила дорожного движения, учитывать погодные условия.

Разговор прерывает рация. Оказывается, здесь «ловятся» сигналы о происшествиях в близлежащих районах – Сморгонском, Ошмянском, Молодечненском. Хотя, уточняют для меня, уровень слышимости зависит от погоды: случается, что можно «поймать» и дальние районы, а бывает, что и постов Островецкого района не слышно – тогда на помощь приходят стационарный телефон и мобильная связь.

Кстати, о телефонах и звонках. Ольга обращает внимание, что порой в службу 101 современные сенсорные телефоны, находясь в сумке или кармане, «дозваниваются сами». Нередки случаи, когда с номерами экстренных служб балуются дети, а за их «игрушки» приходится платить родителям.

– Ложные звонки занимают линию, – уточняет Ольга. – А ведь именно в этот момент кому-то может понадобиться наша помощь.

А бывает и такое, что человек, растерявшись или в панике, просто забывает номер, по которому ему нужно позвонить. В таком случае диспетчер МЧС с помощью единой диспетчерской службы может переключить его звонок на нужную инстанцию.

Тем временем Олег Геннадьевич протягивает мне небольшую папку – своеобразную фотолетопись жертв огня. Скажу честно: то еще зрелище!

– Это мы на пожарах такое находили, – не без боли говорит он. – Любая гибель переносится тяжело… 

И тут же вспоминает:

– В свое время мы ходили по жилому сектору, проводили профилактические беседы с неблагополучной категорией граждан. Был на нашем участке парень, который все наши слова воспринимал с ухмылкой. Сгорел… Я на тот пожар и выезжал. Никак не могу понять: почему люди так не ценят свою жизнь?

По уставу


Слышу, как  переговариваются спасатели:

– Наверное, поедем сегодня…

– Вот ближе к двум ночи точно поедем…

– Знаете, у нас иногда «срабатывает» предчувствие, – разъясняет Ольга.

Перевожу взгляд с бойцов на диспетчера, потом на телефон – и, как заклинание, в очередной раз повторяю про себя: «Пожалуйста, без происшествий!»

– По уставу спасатель может поспать 4 часа в сутки, – сообщает мне командир отделения. – Ну а если тревога, то выезд не позже, чем через минуту.

–  Вы тоже поспите, – настойчиво предлагает он. – Если что-то случится, вы услышите.

Мне даже выделили отдельную комнату.

«Я не спать сюда пришла!» – пытаюсь мужественно бороться со сном...

Кстати, все по тому же уставу смена спасателей расписана буквально по минутам –  не бывает такого, что работник не занят. Даже если не проводятся тренировки, ни один человек не должен находиться без дела. Есть время – используй его для пополнения теоретических знаний, занимайся в спортзале – ведь спасателю необходима хорошая физическая форма. Можно сыграть партию-другую в шашки или шахматы.

ночное дежурство3

ночное дежурство4

ночное дежурство5

Почти спасатель


Находясь на дежурстве, не могла не воспользоваться возможностью примерить боевые «доспехи» спасателей – о чем, честно говоря, давно мечтала.

– Сейчас «боевку» наденете, поступит вызов – и поедете с нами, тушить будете, – шутит один из спасателей.

Мне помогают «облачиться» в боевую одежду – не по размеру, конечно – но ведь не по мне и шита. К такой форме еще прилагаются сапоги – весят около трех килограммов. Вес «боевки» примерно такой же. А когда она намокает, становится еще тяжелее, уточняют спасатели.

На голову мне надевают каску, на плечи вешают желтенький баллон – аппарат на сжатом воздухе, в треть моего веса – 16 килограммов.

– Можете одеть маску, подышать, – предлагают  мне.

– Я лучше без маски подышу, – отвечаю, с трудом удерживаясь на ногах.

ночное дежурство2И в таком вот виде мне предлагают залезть в машину!

– Нет, что вы, я не смогу! – пытаюсь сопротивляться я.

– Сможете-сможете! Мы поможем!

Вот в этом я не сомневаюсь! У машины делаю еще одну попытку отказаться от этой авантюры, но безуспешно.

...Вы не поверите: я забралась! Не без помощи спасателей, конечно. И была очень рада, когда «приземлилась» на сиденье, – баллон больше не тянул меня назад.

Но «приключения» не закончились: оказалось, что спуститься вниз, даже оставив баллон в машине, не так уж просто – мне, по крайней мере. Пришлось прыгать – хорошо, что у спасателей крепкие и надежные руки.

После такой «примерки» я зауважала  спасателей еще больше! Им ведь во всем этом не перед фотокамерой позировать – огонь тушить, людей спасать… Сильные люди! И смелые.

Служба в лицах


Служба МЧС – это прежде всего люди. Каждому есть что рассказать о своей работе. Но больше всех о ней знают те, кто здесь уже не один десяток лет.

Вот Ольга Букель, например, работает диспетчером тринадцать лет. Свой выбор она сделала, что называется, по зову крови: родоначальником семейной династии пожарных был прадед Иван Бразевич, продолжил дядя Сергей Сергеевич Жуковский, возглавлявший в свое время Островецкий отдел, работала здесь диспетчером и сестра Татьяна. Не придется удивляться, если сын Ольги, пока еще первоклассник, станет продолжателем этой династии.

Стаж Олега Геннадьевича Литвиновича составляет почти двадцать лет. На его глазах проходило становление Островецкого районного отдела по чрезвычайным ситуациям, строились новые части, менялась техника.

– Раньше мы дежурили по 3-5 человек в карауле. В части тогда еще печное отопление было. Случалось, что не успевали печки протопить – вернувшись с пожара, не могли просушить «боевку», – вспоминает Олег Геннадьевич.

Есть среди спасателей и те, кто делали попытку уйти со службы, но возвращались – держит, не отпускает она их.

Сегодня большую часть личного состава отдела составляют молодые спасатели. Хочется верить, что они будут достойными продолжателями своих опытных и преданных службе предшественников.

Ночь прошла, настало утро...


Вечером, когда в центре оперативного управления периодически позванивал телефон, я всякий раз вздрагивала.

– Дежурная служба МЧС! Чем можем помочь? – на звонок в очередной раз спокойно ответила Ольга.

На той стороне была тишина. Возможно, кто-то просто ошибся номером, такое тоже случается.

К счастью, это дежурство прошло спокойно – за ночь не поступило ни одного вызова.

К семи часам утра Ольга докладывает в Гродно, что в Островецком районе за сутки ничего не случилось, получает сводки происшествий по республике и области, их описание и анализ работы спасателей, информацию о погодных условиях – и пересылает их на районные подразделения.

Стрелки на часах приближаются к восьми.  Часть наполняется шумом, новыми голосами – на службу заступает следующая смена.

А мне пора на работу.

Светлана ФЕДОРОВА.