Секреты автомобильного мастерства
Чтобы попробовать «на вкус» разные профессии, журналист «АП» решил провести с ее представителями один – всего один! – день. И затем рассказать читателям о своих ощущениях, впечатлениях, размышлениях.
Кстати, вы можете предложить и свои адреса, посоветовать журналистам, с представителями какой профессии провести один день…
Список профессий, без которых нельзя представить нашу жизнь, не так уж и мал: учителя, врачи, парикмахеры… Однако вряд ли кто включит в него слесаря по ремонту автомобилей. А зря – ведь передвигаться на машине для нас уже давно почти то же самое, что дышать.
Легко ли работать «по локти в мазуте», сколько «посетителей» в день «прогоняет» через свои руки автослесарь и с чем труднее управляться – с безмолвным четырехколесным клиентом или его деловым хозяином, мы попытались выяснить, проведя один день на станции техобслуживания «PitStop Гараж».
Вместо предисловия
– Имейте в виду, что раз на раз не приходится: если вчера был аврал, то это не значит, что и сегодня у дверей выстроится длинная очередь, – предупредил автослесарь Михаил Ярошевич, встречая меня на пороге станции.
Не стоит беспокоиться: я пришла не проверять вашу работу, а изучать ее «подноготную».
Утро раннее
С восьми утра, как только открылись двери гаража, здесь кипит работа. К одиннадцати часам на стоянке в ожидании своей очереди застыли семь машин.
То тут, то там слышатся глухие удары, размеренное постукивание, резкие хлопки. Прибавьте к этому постоянное броуновское движение: слесари перемещаются с места на место, поднимают и опускают подъемники с машинами; каждые несколько минут в проеме дверей появляются хозяева стоящих на ремонте авто, чтобы узнать, можно ли забрать свою «ласточку», а заехавшие «на минутку» просят глянуть, что в их машине застучало, заскрипело или закапало…
Работает СТО ежедневно с восьми утра до восьми вечера в две смены по два человека в каждой. У Михаила пятидневка: с 8 до 17 часов.
Работы у него, хоть и без подъемника, – чаю некогда попить: экспресс-ремонт, компьютерная диагностика, заправка кондиционеров, шиномонтаж и все, с чем можно справиться на домкратах или пневматических подушках.
– Подъемник не всегда удобен: за время, пока машину на нем поднимаешь, на подушках можно два колеса поменять, – рассказывает автослесарь.
Был такой случай
На календаре 1 апреля, к дверям гаража подъезжает машина. За рулем женщина. Открывает багажник, где лежит четыре новых летних колеса. «Меняйте, – говорит. – По закону сегодня заканчивается зимний сезон». Еле отговорили – погода стояла совсем «нелетная».
Обед во время «перекура»
Зарплата слесаря по ремонту автомобилей варьируется и напрямую зависит от многих факторов, и наличие клиентов – всего лишь один из них. Добавьте количество рабочих дней, сложность ремонта и основное – желание работать.
– У нас не смотрят, есть ли у тебя «корочки», – приоткрывает секрет Михаил. – Главное – что ты умеешь делать и как.
И хоть в графике работы у слесарей прописано время на обед, позволить себе перекусить они могут только во время «перекура» – между выездом и заездом клиентов.
– А как иначе? – в голосе мужчины слышится неподдельное удивление. – Мы пришли сюда не штаны просиживать, а деньги зарабатывать. Так что работа в первую очередь.
А часы тем временем тикают – работа идет, как по конвейеру: спросили – ответил, поднял – опустил, снял, почистил, помыл, поставил, заменил, закрутил, объяснил, отправил… И так по кругу.
«Зависнуть» в гараже машине даже со сложным ремонтом разрешается не больше чем на два дня. Случалось, конечно, придерживать некоторые и на месяц – но только потому, что долго ждали запчастей. В основном же дело спорится: разобрал – заказал запчасти «сегодня-на завтра» – на следующее утро получил – установил. Небольшой ремонт можно завершить в течение часа.
Понаблюдав за действиями всех трех слесарей, замечаю: кто разбирает автомобиль, тот его и собирает. Да, подтверждает Михаил, у каждого своя машина на ремонте – и ты полностью несешь ответственность за свои действия.
Ремонтные заморочки
* Запчасти, которые подлежат замене, заказываются по факту, после их снятия с автомобиля, чтобы не ошибиться в подборе.
* На запчасти, которые покупает станция, действует гарантия. Если их привез клиент – гарантируется только качество работы слесаря – 1 месяц при условии пробега машины после ремонта не больше двух тысяч километров.
У Михаила появляется свободная минута – и он «на подхвате»: напарник на подъемнике перебирает переднюю подвеску, он на этой же машине меняет тормозные колодки.
Сварочными работами в «Гараже» не занимаются: расположение возле автозаправки не позволяет. К тому же, уверен Михаил, если хвататься за все, ничего не успеешь, да и качество работы пострадает.
– Пусть и другие зарабатывают, – смеется мужчина. – А нам и нашего хватит. Это как врач: есть хирург, а есть окулист – у каждого своя специфика. Я – слесарь по ходовой части. По моторам – только меняем навесное оборудование: ремни ГРМ, помпы, клапанные крышки, поддоны… Люблю заправлять кондиционеры – хорошее оборудование мне в помощь.
Предварительной записи на станции нет. Работают слесари по письменным заявкам. Если в процессе ремонта «всплывают» другие поломки, хозяин машины будет извещен. И ему решать, что делать дальше.
– Нам, конечно, выгоднее, когда клиент просит поставить китайские запчасти, – признается Михаил. – Водители выбирают их за дешевизну, – но, как правило, «ходят» «китайцы» меньше. Мы советуем, какие желательно поставить подороже, качественнее – но в любом случае выбирает хозяин авто.
Не красоты ради…
Униформа. Это средство индивидуальной защиты: материал не прогорает и не боится искры. Форма сделана из ниток повышенной прочности, так что и болгарка такому комбинезону не страшна. Перчатки и очки – тоже нужны. На день обычно хватает пары перчаток. В месяц на 15 рабочих дней одному слесарю положено 10 пар.
К слову: самые грязные перчатки – после замены шруса.
Параметры безопасности. Перед открытием СТО обязательно замеряется уровень шума, сквозняки, светопропускаемость.
Для удобства: обустроенная раздевалка, место для отдыха и обеда.
Чистота равняется удобство. Гараж чистится в конце каждого рабочего дня: моются полы, убираются масляные пятна и мусор, чтобы следующая смена не тратила на это время.
Кстати: у каждого работника – свой «пост», оборудованный необходимым инструментом.
Меньше – зато надежней. Все болты не «перекрутить». Лучше качественно отремонтировать три машины, чем быстро и ненадежно – тридцать.
Сезон сезону – не рознь
Ни зимой, ни летом автослесарь не сидит без работы – поток машин на СТО в любую пору года не иссякает. Разве что в зимнее время чаще забиваются топливные фильтры и выдавливает масляные прокладки.
Летом в «тренде» заправка кондиционеров, хотя и в сезон морозов некоторые ими пользуются, только уже для обогрева салона.
Самая горячая пора для слесаря, работающего на шиномонтаже, – переход автомобилей на зимнюю резину. Чтобы принять всех желающих «переобуться», работникам сервиса часто приходится включать «повышенную передачу».
Замена резины на железных дисках с балансировкой четырех колес занимает у Михаила примерно полчаса. «Переобуть» литые – до часа. Колеса у джипа тяжелее, болтов на ступице у него больше – что 16 гаек открутить, а что 24! – придется повозиться дольше.
Требования
К себе: работать так, чтобы в следующий раз человек приехал именно к тебе. Для этого нужно объяснить, показать, дать совет, порекомендовать – но не настаивать: клиент имеет право знать, но должен выбирать сам. В спорных вопросах находить компромисс и помнить: клиент всегда прав.
К водителям: не ходите за слесарем по пятам. Он справится и без ваших зачастую неуместных советов. К тому же подъемник и молоток – инструменты повышенной опасности. Подождите на скамейке возле входа. А еще лучше – отправляйтесь по делам и будьте на телефоне.
К машине: желательно, чтобы она была чистой. Конечно, станция техобслуживания – не лаборатория, где все должно быть стерильно. Случалось снимать с автомобиля защиту и собирать с нее два ведра земли. Но если до узлов, с которыми нужно работать, не добраться из-за грязи или утечку масла из-за нее невозможно определить – тогда машину хозяин обязан помыть.
Одним предложением
*Самое сложное в работе автослесаря – ремонт ходовой. Бывает, болт заломается – и провозишься с ним целый день: высверливаешь, выбиваешь, нарезаешь резьбу…
Но и общение с людьми – дело не из легких.
*Лучше отказаться от работы, чем ее «запороть».
*Если клиент уверяет, что в его машине только одна проблема, готовься – их точно будет несколько.
*Пять необходимых автослесарю вещей: компрессор, подъемник, молоток или кувалда, набор стандартных инструментов и… собственные руки.
Пять слов о…
…женщинах
Они более ответственные, чем мужчины. Сказали, что нужно купить, – купила; показали, что пора поменять, – в ближайшее время так и сделает.
…крепком словце
Бывает очень сложный ремонт, как было с реставрацией задней балки в «Ситроене». Просто открутить сто болтов легко – а здесь нужны сила, время и нервы. Иногда в таких случаях хочется отдать разобранную машину обратно. Тогда и помогает «крепкое слово» – но не при клиентах. Только мысленно – а иначе с работой не справиться.
…своих и чужих
Между ними есть разница – в поведении. «Наши» менее привередливы. Приезжим же трудно понять, почему островецкие мастера не делают все то же, что на СТО в Питере или Москве. Но где они, а где мы?! Стараемся, как можем.
…профессии
Автослесарем может быть не каждый. Кроме специальности, должна быть тяга к технике.
Может ли женщина стать автослесарем? Если есть женщины-таксистки, почему не может быть женщин-автослесарей? Если их нет в Островце, это не значит, что их нет вообще.
...отношениях
Хозяин, начальник и слесари – одна команда. У них общие интересы, поэтому они всегда договорятся. С клиентом по-другому – угодить ему бывает трудно.
Только одна из семи машин осталась на стоянке возле гаража дожидаться своей участи. Остальные, довольно урча, давно спустились с подъемников и отправились восвояси. Сколько их, требующих заботы и внимания, еще прошло в этот день через умелые руки специалистов «по железу»? Я сбилась со счета. Но, судя по переполненному мусорному ведру, немало. И завтра их будет немало, и послезавтра, и осенью, и зимой…
Такой он, обычный рабочий день обычного автослесаря – шумный, быстрый, в постоянном движении. А иначе нельзя, если имеешь дело с машинами.