Путешествуем во времени с Сергеем Шеиным. Гервяты

15:37 / 02.11.2016
2035
%d1%88%d0%b5%d0%b8%d0%bd-%d0%bf%d1%80%d0%be-%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8f%d1%82%d1%8bБеседуя как-то с первым Послом Литвы в Беларуси Альфонсасом Авгулисом, я поинтересовался его точкой зрения об истории поселения литовской общины в Гервятском крае. Господин Авгулис высказал мнение, что поселение литовцев на этих землях исконно представлено аукштайтами – что, собственно, соответствует и историческому названию территорий, входящих в древнюю Аукштайтию. Такую же оценку я получил от краеведов при историческом музее в соседних Жодишках. Но вставал вопрос: почему же литовские (пусть аукштайские) имена и фамилии распространены только на территории этого этнического анклава – и совсем немного их на других территориях нашего и соседних районов?

Первое упоминание о Гервятах в письменных источниках относится к 1484 году, когда виленский бискуп князь Андрей приобрел за 100 коп грошей от господского боярина Юрия Юрьевича Гаталтавича имения с людьми Гальчунцы, находящегося неподалеку от имения Гервяты.

Однако признается бесспорным факт существования здесь владений виленских бискупов задолго до этого. Еще в 1434 году великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович наделил виленского бискупа Матея и виленский Кафедральный костел землей в Медникской волости, ранее принадлежавшей боярам Ивашке и Федьке Коревичам. Речь идет о Гервятах – это аргументированно доказал в своих исследованиях польский историк Е.Ахманьский. Я же отмечу, что в именах, здесь упоминаемых, не наблюдается типичных аукштайских корней. Но они вполне могли быть у простолюдинов здешних поселений.

У историков сегодняшней Литвы и Беларуси нет единого мнения относительно этнической составляющей формировавшегося в XIII веке Великого Княжества Литовского. Тем не менее, мы можем обсудить официальные и некоторые наиболее свежие взгляды на народонаселение и формирование этносов на территории ВКЛ в границах нашего региона.

Итак, в соответствии с первой версией ряда современных литовских и некоторых белорусских историков, а также упомянутых здесь уроженца гервятского края господина Авгулиса и жодишских краеведов, литовцы-аукштайты как представители восточно-балтских племен исконно проживали на этих территориях. Аукштайтия впервые упоминается в 1294 году в «Хронике Дусбурга», а на картах появляется в начале XIV века на месте располагавшихся там ранее княжеств летописной Литвы – Нальшании, Деволтвы и Упиты. Ранее я уже говорил о тождестве территории Нальшании с нашими землями – и определенные соответствия с первой версией просматриваются. Сюда же можно отнести в качестве основательного и факт многочисленных захоронений по типу восточно-литовских курганов, обнаруженных на наших территориях от земель современной Литвы до озера Свирь.

%d1%88%d0%b5%d0%b8%d0%bd-%d0%bf%d1%80%d0%be-%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8f%d1%82%d1%8b2Период появления в исторических источниках Аукштайтии (Аукштоты) совпадает со временем активного продвижения орденов крестоносцев вдоль балтийского побережья вплоть до наших земель. Неслучайно и первое упоминание об аукштайтах записано в хрониках крестоносцев. Отсюда и вторая версия: группы восточных балтов, спасаясь от захватчиков, подневольной католизации и пленения, мигрировали в уже появившееся Великое Княжество Литовское, в том числе – и на наши земли. Языческие племена длительное время противостояли крещению – и активный процесс христианизации народов на территории современной Литвы и северо-запада Беларуси проходил с конца XIV века. В 1387 году Великий князь Литвы Витовт после крещения своего двора и образования католического епископства в Вильно крестил и Аукштайтию. А во втором десятилетии XV века – после того, как в 1413 году на Городельском сейме обсудили и вопрос крещения Жмуди, – король Польши Ягайло с Витовтом отправились крестить жемайтов на их землях. Тогда образовались и первые учреждения римской католической церкви в Вильно, Медниках. На обслуживание костела в Медниках передавались, по всей вероятности, Гервяты, ведь в 30-е годы XV века письменные источники неоднократно упоминают о наличии здесь земель и людей, переданных из великокняжеских владений во владения костелов и монастырей.

Таким образом, большие группы язычников-аукштайтов (в Гервятах исследователи зарегист-рировали, по свидетельству историка Эдуарда Зайковского, языческие предания про «айтварисов» – летающих духов в виде огненного змея) могли сюда компактно переселиться под натиском немецких орденов и во избежание католизации в конце XIV – начале XV веков. Второй вариант: они могли быть заселены после принудительного крещения на земли учреждений и институтов римско-католической церкви.

Многие белорусские историки и современные исследователи корней Великого Княжества Литовского считают исконными народами, населявшими сегодняшние белорусские земли, племена западных балтов: ятвяги, судова, полексены, на землях нашего края – это дайнова. Эти племена приняли, по их мнению, главное участие в образовании ВКЛ. Именно они в многочисленных военных сражениях в период формирования молодого государства и в последующих войнах пленяли побежденных и приводили их на свои земли. Особенно преуспел в этом великий князь Ольгерд (1345-1377гг.), вдвое увеличивший территории своего государства за счет присоединения земель побежденного противника. Эта версия появления на территории современной Беларуси компактно проживающих литовцев (жамойтов, аукштайтов и др.) вполне имеет право на существование.

Четвертая, я бы сказал «примирительная», версия указывает на «биэтнический», по словам исследователя истории Л.Гунина, характер белорусско-литовского государства ВКЛ, «... для формирования и развития которого оба этноса сыграли ключевую роль». Из этого следует, что западные и восточные балты (прародители и ятвягов с дайновой, и аукштайтов с жамойтами) могли исконно проживать на землях современной Островетчины, в том числе в Гервятском регионе, ассимилируясь и взаимно влияя друг на друга в процессе своего развития.

%d1%88%d0%b5%d0%b8%d0%bd-%d0%bf%d1%80%d0%be-%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8f%d1%82%d1%8b1Как известно, фамилии впервые появились в X-XI веках в Италии с появлением необходимости более четкого регулирования института наследования. На наших землях эта составляющая имярек появилась с начала XVI века. Так что литовские по сегодняшним понятиям фамилии Гервятского края: Аугулисы, Винкуси, Гудойцисы, Петрикасы, Ремисы, Трапшисы, Юшкявичусы и многие другие – вполне могли появиться на этих землях с того древнего времени.

Согласно реестру с доходов с бискупских имений, Гервяты, с 1536 года ставшие местечком, в 1539 году насчитывали 15 рынковых домов, 15 уличных домов и 4 «халупы» (дома с огородами, но без пахотной земли). А уже в 1653 году в канун начала войны России и Речи Посполитой в Гервятах насчитывалось 112 домов.

Кроме Гервят, в инвентарях 1713 года упоминаются принадлежащие Гервятскому имению Гайголи, Митюны, Мацки, Гальчуны. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году все имения костелов поступили в государственную собственность Российской империи и перераспределялись «великой императорской милостью» верным подданным.

С XIX века Гервятами владели Дамейки. В конце XIX столетия средний литовский крестьянин из окрестностей Гервят (тогда Ворнянская волость, Вилейский уезд), имевший треть либо половину волоки земли (напомню, что 1 волока – это нынешних 21,4 га), держал 1-2 коня, 2-4 коров, до 15 овец с молодняком, 4-10 свиней, пасеку и прочее домашнее хозяйство. В меньших хозяйствах с 2-4 га земли были, как правило, лошадь, корова, 1-2 овцы, 1-2 свиньи, птица. Словом, люди тут жили работящие – как, впрочем, и во все времена.

В Гервятах с XVIII века существовала «парафиальная школа». Гервятская парафия в конце XIX века насчитывала 7 400 человек – больше, чем в любой другой парафии сегодняшнего Островецкого района. «Памятные книжки Виленского учебного округа» свидетельствуют, что уже в 1867 году в Гервятах, а также в Ворнянах и в Островце имелась сельская школа – народное училище. На его содержание выделялось ежегодно 120 рублей (10-12 тысяч сегодняшних долларов) с десятинного налога на селян. Училось в этом училище около 40 мальчиков.

Тогда же, в конце XIX века, началась грандиозная перестройка Гервятского костела Святой Троицы, превратившего его в современное чудо архитектуры, которым гордятся все жители Островетчины, а гервятцы – в особенности.

Недавно в сморгонском музее натолкнулся на интересные материалы, касающиеся военных действий в период Первой мировой войны на территории нашего района, в частности, Гервят. Исследование этих фактов и захоронений на данной территории даст возможность открыть интересные исторические сведения о судьбе гервятских земель в тот период. Давайте будем искать!

Сергей ШЕИН.

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений