Как не попасть в СОП

08:51 / 16.06.2020
В феврале 2019 года работа с семьёй вышла на новый уровень. Признание  детей,  находящимися в социально опасном положении, определение путей вывода из этой ситуации и устранение причин, создающих неблагоприятные условия для воспитания несовершеннолетних,  были возложены на районные координационные советы по реализации Декрета №18.  Соответственно  и мероприятия стали намечать  не только для субъектов профилактики, которые действовали в той местности, где проживала семья, но и для всех районных служб, исходя из причины неблагополучия.

О том, что изменилось в работе координационного совета, рассказала заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Островецкого райисполкома Тереса Драган.

– Больше внимания стали уделять проблемам психологического и физического насилия со стороны одного из членов семьи по отношению к другим. На сегодня (1 июня. – Прим. авт.) в районе 85 детей из 38 семей признаны находящимися в социаль­но опасном положении. 

Если обратиться к статистике, то в 2020 году признано в социально опасном положении 40 детей из 16 семей. Снято с учёта 20 детей из 10 семей, из них в связи с исправлением 15 детей из 8 семей.



– Каковы основные причины постановки семьи на учёт?

– Статистика свидетельствует, что 43% семей в нашем районе поставлены на учёт за употреб­ление алкогольных напитков родителями, у 37% – выявлены факты психологического и физического насилия со стороны совместно проживающих граждан, 10%  – стоят на учёте за  нарушение требований пожарной безопасности и столько же – за   невыполнение родителями рекомендаций по лечению ребёнка и уходу за ним.

– Много ли у нас родителей, которые за стакан водки готовы лишить  своих детей счастья воспитываться в семье?

– За 2019-2020 годы пролечено от алкоголизма 30 родителей. Но проблема остаётся актуальной. У многих наших подопечных очень глубокая алкоголизация: несколько месяцев они держатся, а затем снова берутся за старое. 

Мы прописываем регулярное посещение  нарколога. Консультации, профилактические меры  постепенно ведут человека к выздоровлению. Уверена, что только союз пациента и врача может дать нужный результат. Однако многие родители игнорируют врача-нарколога, и  чаще всего в процессе работы с ними, решают проблему кодировкой. Не всегда это даёт результат, особенно, когда не выдержана вся система лечения.

Некоторые считают, что лечатся не для себя, а для комиссии, чтобы предоставить нам документ. Естественно, это не поможет, ведь проблема живёт в голове человека, страдает его сила воли. Человек должен сам решить изменить свой образ жизни, потому что он делает несчастными свою жену, детей и себя самого. 



– Как выявляете факты агрессии в семье?

– Отмечу, что количество семей, где выявлены факты насилия, возросло: 37% – это много. При этом в большинстве случаев к матерям не было претензий, они в силу своих возможностей стремились обеспечить безопасность детей, уделяли  внимание их воспитанию, но отец или сожитель терроризировали и мать, и детей –  и они жили в постоянном стрессе и страхе.

К тому же  часто женщины боялись того, что в их семью вмешаются профилактические службы и поставят на учёт.

Женщинам, если они страдают от агрессора в семье, не надо молчать, нужно обращаться в милицию – и тогда к мужчине применят меры воздействия в рамках законодательства. В нашем районе в 2019-2020 годах  осуждено за истязание и применение насилия в семье трое граждан. Это позволило матерям воспитывать детей  в спокойной обстановке. 

В очередной раз я призываю всех: если вы живёте в невыносимой ситуации,  когда агрессия мужчины представляет угрозу вам и вашим детям, обращайтесь, не замалчивайте проблему. Ведь  у нас общая задача: максимально объединить усилия членов семьи и профилактических служб, чтобы вместе найти выход из сложившейся ситуации.

А ситуации бывают разные.  Например, семья жила в новой квартире с хорошим ремонтом, красивой мебелью – и ни у кого мысли не возникало о неблагополучии. Как оказалось, глава семьи в состоянии алкогольного опьянения устраивал дома скандалы. Женщина очень переживала, что их поставят на учёт и  признают в социально опасном положении – и до поры до времени терпела.  Но именно  постановка на учёт повлияла  на поведение мужа – он делает  всё необходимое, чтобы семью с учёта сняли. 

– Нарушение требований пожарной безопасности – ещё од­на причина, по которой семья может быть поставлена на учёт.

– Как правило,  семью мы признаём в социально опасном положении при наличии нескольких показателей. Например, первой причиной может послужить алкоголизм, а второй – нарушение  правил  пожарной безо­пасности. К сожалению, многие семьи  не придают значения  трещине в печи или неисправности дымохода. Люди живут на авось – и подвергают себя и родных опасности. Чтобы как-то защитить детей, если родители игнорируют замечания по выполнению требований сотрудников РОЧС, семью ставят на учёт. 

Чтобы обезопасить проживание детей в семьях, относящихся к СОП, в их  домах за счёт бюджета устанавливаются автономные пожарные извещатели с выводом сигнально-звукового устройства на фасад дома.
Такая мера в случае возникновения пожара может спасти прожива­ющих в доме.

– Как помочь семьям, которые попали в социально опасное положение?

– Когда мы сталкиваемся с семьёй СОП, изучаем все аспекты, чтобы создать для детей надлежащие условия воспитания. Сегодня, например,  антисанитария считается не основным показателем неблагополучия, она может быть сопутствующим фактором, по которым семья ставится на учёт. Но, вместе с тем, если семья попала в поле нашего зрения, мы ставим условия по созданию хороших санитарно-гигиенических условий, потому что порой их несоблюдение приводит, например, к педикулёзу. А это уже невыполнение медицинских рекомендаций – значит, родители не принимают меры, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в коллективе, чтобы не был изгоем. 



Когда семьи живут в аварийном доме, ставится вопрос об их переселении или ремонте помещений. Если это  жилищный  фонд организаций – например, КСУПов, – они оказывают помощь в ремонте. В 2019-2020 годах такая помощь  оказана 16 семьям.

Часто мы изучаем вопросы получения семьёй адресной социальной помощи – в этом году её получило 5 семей. К сожалению,  многие родители, имея право на такую поддержку, не интересуются этим вопросом. И даже если узнают, почему-то не идут с заявлением в территориаль­ный центр. В таких случаях подключается комиссия,  сельисполкомы – вместе собираем необходимые документы, ведь эта помощь не столько родителям, сколько их детям. 

Однако результат есть не всегда, поэтому мы не спешим снимать семьи с учёта, если есть хотя бы малейшее сомнение, что ситуация стабилизировалась. На протяжении последних лет количество стоящих на учёте семей  остаётся примерно на одном уров­не.

В то же время за последние годы к нолю сходит количество  детей, признанных нуждающимися в государственной защите. За 5 месяцев этого года мы не изъяли ни одного ребёнка. В прошлом году таких детей было 7. И только 2 из них были возвращены в семью. В отношении родителей 5 детей принято решение о направлении иска в суд на лишение их родительских прав.

Обидно, когда прилагаешь максимум усилий, чтобы вернуть детей к родным маме и папе, а это  не даёт результата…

В прошлом году на Островетчину из Гродненского района приехала семья. Отец – выходец из нашего района из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и ему было положено социальное жильё в доме, который сдавался для такой категории. Приехали без вещей, заселились в доме матери, которая много лет назад в отношении его была лишена родительских прав. Условий для проживания в доме не было, поэтому мы предложили на время  поместить детей в больницу, а отцу поискать другое жильё и работу. Помогли этой семье оформить документы для заключения договора на квартиру, помогли с вещами и мебелью… Вроде бы, жизнь наладилась, но через две недели в органы опеки позвонили неравнодушные островчане и сообщили о том, что папа и мама спаивают детей, которым всего год и два года, пивом! Детей сразу же забрали из семьи – казалось бы, родителям надо задуматься, но в больницу к своим малышам они пришли только через месяц… 

Мы озвучили этой паре условия, при выполнении которых детей  вернут в семью, и они пообещали сделать  всё возможное. Их трудоустроили, но работу мужчина и женщина прогуливали. Приёмные родители давали им возможность общаться с детьми, но маме и папе это было не нужно – они приходили на пару минут, чтобы сделать селфи и выложить фото в интернет.  С января муж с женой вообще пропали – отыскать их было сложно. Когда подходил к завершению шестимесячный срок работы с семьёй, в их квартиру удалось попасть с трудом. Оказалось, что некоторой мебели в ней уже нет. Более того, чтобы их не заставили работать, супруги жили  не в квартире, а в шалаше в лесу. Какое решение могла вынесли комиссия по делам несовершеннолетних? Только направить иск о лишении родительских прав.
Горе-родители  признали иск и то, что не выполнили условия. Сейчас они  осуждены не только за прогулы, но и за кражи – жить же за что-то надо было. 

Во главе угла всех наших служб стоит обеспечение безопасности детей и оздоровление обстановки в семье, чтобы дети могли счастливо жить со своими родителями.


За пять лет в районе было изъято 97 детей: 

▪ 2015 год 

30  детей из 19 семей 

▪ 2016 год 

29  детей из 17 семей

▪ 2017 год

17  детей из 9 семей  

▪ 2018 год

14  детей из 8 семей

▪ 2019 год 

7 детей из 4 семей

▪ 2020 год

изъятий нет

Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.

Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.



Текст: