Что водолазы видят под водой, узнал корреспондент «АП»

10:00 / 19.01.2019
Нам часто кажется, что работа, которую делают другие, – легче, лучше оплачивается и больше ценится… А так ли это на самом деле? И какие секреты, «подводные камни», радости и огорчения таит в себе «чужая» работа?

Чтобы ответить себе самому и нашим читателям на эти и другие вопросы, попробовать «на вкус» разные профессии, журналист «АП» решил провести с ее представителями один – всего один! – день. И затем рассказать читателям о своих ощущениях, впечатлениях, размышлениях. 
Надеемся, что такое виртуальное перевоплощение станет интересным и полезным и для наших читателей. 
Кстати, вы можете предложить и свои адреса, посоветовать журналистам, с представителями какой профессии провести один день…

IMG_7660.jpg

На Яновском водохранилище, излюбленном месте отдыха островчан, не только летом, но и зимой кипит жизнь: поодиночке или небольшими компаниями любители зимней рыбалки пытаются выловить из ледяной воды свою золотую рыбку, зачастую рискуя при этом жизнью. Поэтому на местной станции ОСВОДа круглый год, без перерыва на праздники и выходные, посменно дежурят спасатели: медработники, мотористы и водолазы, которые к тому же постоянно спускаются под воду.

О том, что же они ищут на дне водохранилища и чем вообще занимаются в свой рабочий день, решил узнать корреспондент «АП» и в преддверии профессионального праздника спасателей провел с водолазом один день. 

IMG_7648 В ПЕЧАТЬ 1 страница.jpg

«Мокрое» дело
Снега к утру нашей встречи подвалило, поэтому водолаз Ярослав Скаржинский встречает меня с большой лопатой в руках. «А что тут такого? – удивляется. – Снег у нас чистят все, кто работает на станции. И полезно, и тепло».   

  На вопрос, что привело его к профессии водолаза, Ярослав отвечает:
– Жизнь. Длинным путем я шел к нашей спасательной станции. Хотя сам из местных, живу в Белькишках, о том, что там есть водолазы, не знал. А когда узнал – понял, что это интересно. И решил попробовать.
Многие, как и Ярослав, подогретые необычностью профессии и духом авантюризма, становятся водолазами. Но остаются ими далеко не все,  ведь работа эта – не из легких, хотя, без сомнения, имеет свои  преимущества.

– Сначала, – рассказывает Ярослав, – на водолаза нужно отучиться несколько месяцев: как справляться с оборудованием, заправлять баллоны, погружаться в воду, проводить поиски, обязательно пройти курс по технике безопасности. Учатся островецкие водолазы тут же – на спасательной станции, экзамен сдают в Гродно или на выезде по области – как решит комиссия. Экзамен состоит из теоретической части и практики. Снаряжение  на экзамен желательно возить свое.
– Это и правильно, – считает островецкий водолаз, – ведь оно надежное, потому что самим же проверенное.

Сдал-принял
Смена Ярослава начинается в 9.00 и заканчивается 21.00. Два дня он работает, а потом два отдыхает.
Каждое утро водолаз вместе с остальными работниками, заступающими на смену, проверяет снаряжение, оборудование и инвентарь на территории станции. Вечером эта процедура повторяется – только уже дневная смена «сдает» станцию ночному матросу.  

IMG_7649.jpg

– Летом особое внимание уделяем состоянию лодок, катера, катамаранов, – рассказывает Ярослав.

  К моему удивлению, водолазы тоже заполняют документы – к примеру, вахтенный журнал, где расписывается график рабочего дня, кто когда приходил на станцию, кто уходил, а также «узкопрофильный» журнал – там записываются часы погружения и время  нахождения водолаза под водой. 
 
– На тренировочных спусках под воду баллона хватает примерно на час, – рассказывает  Ярослав. – Во время поисковых работ пустые баллоны меняются на полные до тех пор, пока не поступит команда «отбой!» Баллоны должны быть в постоянной готовности: погрузился, вышел из воды –  и сразу их заполнил.

IMG_7632.jpg

У каждого водолаза на станции – отдельный шкаф, где он хранит свой водолазный костюм и свой баллон. Костюма – два: летний, или, как его называют, костюм мокрого типа,  и зимний – сухого типа. В летнем костюме вода поступает между телом и костюмом и нагревается, поэтому в нем  даже на глубине не холодно.  В зимнем варианте такой «функции» нет – зато его можно надевать на одежду. К тому же для зимних костюмов продается специальное гидробелье.  В такой костюм водолаз «влазит» с ногами, для  летнего же предусмотрены специальные ботинки. 

Есть  в арсенале водолаза ласты и трубка – это так называемый первый комплект спасения. 
Каждую смену под присмотром медсестры и начальника станции  водолаз  тренируется спускаться под воду – даже опытный и даже в плохую погоду. Зимой для этого делается специальная прорубь – майна.

IMG_7662.jpg

– Разницы нет – летом ходить или зимой, – смеется Ярослав. –  Тихо. Только пузырьки вокруг летают. Кстати, вода хорошо проводит звук. Бывает, идешь по дну и слышишь, как рыбаки делают лунки.
Обязателен для каждой смены и инструктаж по технике безопасности, который проводит начальник станции. 

– Не скучно каждый день слушать одно и то же? – задаю Ярославу каверзный вопрос.
– Не скучно, а нужно, – слышу в ответ. – Каждый день все равно услышишь что-то, на что бы сам внимания не обратил. К тому же повторение, как говорится, – мать учения, а без этого в нашей профессии никак нельзя.

Привычным стал и медосмотр, который каждый «заход» на смену, устраивает медсестра. 
– Со здоровьем человека, особенно водолаза, не шутят, – уверен спасатель Скаржинский. – Кольнуло сердце утром – а тебе погружаться надо. Вдруг под водой что случится?..

IMG_7668.jpg

Вахта или рейд
В смене из трех человек один постоянно находится на вахте в небольшой застекленной беседке на берегу водохранилища – наблюдает за отдыхающими летом или за рыбаками зимой.  Остальные занимаются хозяйственными делами: чинят, ремонтируют, красят, косят траву или чистят снег...

– На вахте стоять нелегко, – признается Ярослав. – Меняем друг друга через каждые два часа. Зимой, как только на льду появляются рыбаки, идем в патруль. По несколько раз на дежурство выходим, предупреждаем людей об опасности на льду, смотрим, в жилетах ли они, выписываем предписания, раздаем памятки… 

В рейд выходят по два человека и обязательно в спасательных жилетах – безопасность превыше всего. Появились на льду новые люди – рейдовая группа опять идет в патруль и заполняет специальную карточку с пометкой, что человек предупрежден о технике безопасности. 

12.jpg

– Штрафовать мы не можем, – уточняет водолаз Скаржинский. – Только предупреждаем, к чему может привести неосторожность в воде или на льду. Но люди сами должны понимать: их жизнь в их руках. 
Хоть и есть у водолаза график труда и отдыха, обед часто не по расписанию. 

– Когда стоишь на вахте – время обеда сдвигается до тех пор, пока тебя не сменят, – рассказывает Ярослав. –  Не побежишь на обед, если находишься в рейде. 
Труднее всего, признается мужчина, «вахтовать» летом: вечером, когда люди валом валят на пляж водохранилища, одному дежурному не справиться – отдыхающих в воде много, солнце ослепляет даже в бинокль. В это время на вахте находится вся смена – от водолаза до начальника. 

– Иногда за день воду или кофе прямо на вахту кто-нибудь один приносит – остальным не отлучиться, – говорит водолаз. – Хотя кухня на станции оборудована, есть микроволновка и холодильник.

IMG_7678.jpg

ОДНИМ АБЗАЦЕМ 
Первое погружение
– Было захватывающе поплыть с аквалангом. Первое погружение было на Яновском водохранилище, когда учился. Стояло лето. Красота… 

На дне
– …Не страшно, хотя идешь и не знаешь, чего ожидать. Дно бывает разное, но песчаного мало, в основном – илистое. На Яновском вода темная, мутная. К тому же водолаз, как бы ни старался, ногами топчет ил и поднимает муть со дна. На поисках дно обязательно «протаптывается»  – просто смотреть недостаточно. Самый эффективный поиск – галсом. Это когда от берега идешь полукругом, постоянно увеличивая радиус.

О зарплате
– Водолаз спасательной станции получает оклад, который зависит от классности.  Чем выше класс, тем больше зарплата. На 1 класс можно сдавать при наработке под водой 1 000 часов. Чтобы получить 2 класс, нужно пробыть под водой 500 часов. 
Ставка водолаза 3 класса – 650 руб­лей «на руки». График работы – два дня выходных через два рабочих – в общем получается всего полмесяца работы. Отпуск – 38 дней.

  О чем не говорят водолазы
Основная задача водолаза – спасение человека и поиск утонувшего. Это тяжело и физически, и морально, что и заставляет многих «покорителей глубин» сменить  работу.
 – Я не задумываюсь над этим, – признается Ярослав. – Это моя работа – значит надо делать ее хорошо, хотя и не всегда удается. На последних поисках в Сморгони сколько утонувшего ни искали – безрезультатно. Течением его унесло на несколько километров. 

 Хождение «по веревке»
Часто работу водолазу усложняет  сильное течение, которое сносит «с курса». Особенно невысокого и худощавого – такого, как Ярослав. Поэтому во многом безопасность водолаза находится в руках того, кто стоит на берегу с веревкой в руках. С помощью этого сигнального кольца водолазы общаются: дернул веревку – отправил сигнал. Так, потряс водолаз веревку и дернул один раз – пошел направо, потряс и дернул два раза – пошел налево. 

– На сильном течении двигаешься ползком, – рассказывает водолаз. – Вся работа идет руками на ощупь. Видимости – никакой. Утонувший человек на дне находится до 3-5 суток, потом всплывает. Все зависит от температуры воды: в холодной воде он может продержаться внизу и до двух недель.

Чтобы водолаз не всплывал на поверхность воды, на его пояс навешивают груз. Для каждого груз подбирается индивидуально. Если работать приходится при течении – груз нужен тяжелее. На поясе Вячеслава при погружении я насчитала «лишних» 20 килограммов!
Всплыть самостоятельно водолаз не может – его вытаскивают по сигналу веревки. В случае тревоги водолаз дергает ее очень часто –  и тогда счет его жизни идет на секунды. 

IMG_7671.jpg

ВОПРОС-ОТВЕТ

– Полезны ли навыки водолаза вне работы? 
– Навыки спасения – да, ведь мы изучаем способы безопасного и быстрого подхода к утопающим. У меня уже сложилась привычка осматривать каждый водоем, мимо которого проезжаю: все ли в порядке?

– Водолазы тонут? 
– Да. Они же тоже люди. А на работе водолаз всегда погружается со специальным ножом, закрепленном на ноге.

– Что чувствуете, когда в акваланге заходите в воду и находитесь под водой? 
– Спокойствие. И водную прохладу. Во время работы на дне – собран и внимателен.

– Самое трудное в работе водолаза? 
– Снег зимой чистить (Смеется). А если серьезно, то общаться с нетрезвыми отдыхающими.

 – Самое приятное в вашей работе? 
– Когда день проходит без эксцессов и происшествий.
Наблюдая за тем, как Ярослав погружается в воду, поймала себя на мысли: чтобы быть водолазом, мало уметь плавать и быть в хорошей физической форме – важно быть спокойным, уверенным в своих силах и психически уравновешенным человеком. А еще очень надежным – ведь чаще всего веревку, от которой зависит жизнь человека под водой, также держит коллега-водолаз. 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ
*Акваланги перед каждым погружением про­веряют и  «набивают» воздухом  сами водолазы. 
*Плавают дайверы – водолазы же  ходят по дну! 
*На глубине 4-6 метров видно только на расстоянии вытянутой руки, поэтому водолазы двигаются на ощупь.
* При температуре воздуха -20 градусов спускаться под воду нельзя.
Текст:
Фото: Ольга Хотянович