К чему приведет использование смартфона – разбирались специалисты

14:46 / 27.09.2017

Многие уверены, что проблемы со здоровьем  начинаются в школе. Так ли это и почему так происходит? – пытались разобраться участники круглого стола по профилактике нарушения зрения и компьютерной зависимости у детей, который прошел в район­ном центре гигиены и эпидемиологии.

11.jpg

Участниками круглого стола стали заведующая санитарно-эпидемиологическим отделом райЦГЭ Диана Иосифовна Лось, врач-гигиенист этого учреждения Екатерина  Яновна Мазаник, офтальмолог Островецкой ЦРБ Анна Иосифовна Филистович, психотерапевт Юлия Владимировна Часнойть и  директор средней школы №2,   он же папа двоих детей, Антон Чеславович Трейгис.

– Как свидетельствует статистика,  с каждым годом выявляется все больше детей с нарушением остроты зрения. Почему так происходит?

IMG_0526 Лось Диана.jpgДиана Иосифовна Лось: 
– Существует две группы риска: около 65% всех людей, страдающих от нарушения зрения, – это люди в возрасте 50 лет и старше. С рос­том численности пожилого населения во многих странах все больше людей подвергаются риску нарушения зрения из-за  хронических глазных болезней и старения. 
Вторая группа – дети в возрасте до 15 лет. Таких в  мире насчитывается около 19 миллионов. Из них у 12 миллионов нарушения зрения вызваны аномалиями рефракции – состояниями, которые можно легко диагностировать и корректировать. 1,4 миллиона детей имеют необратимую слепоту. Для полного психологического и личностного развития таких детей необходимы мероприятия по зрительной реабилитации, в которых должны быть задействованы все: родители, работники школ, больниц, центров гигиены и эпидемиологии.

IMG_0517 Филистович Анна.jpgАнна Иосифовна Филистович:
–  В нашем районе живет  5,5 тысячи детей. Если брать статистику за пос­ледние полгода, то  проблемы со зре­­нием имеют 730 детей. Все они стоят на учете – и у  многих есть динамика к улучшению зрения.
Причины снижения остроты зрения разные. Есть врожденные, связанные со строением органов зрения,   –  астигматизм, дальнозоркость и  косоглазие. Близо­рукость редко бывает врожденной, но такие случаи тоже есть. Чаще всего близорукость является приобретенной и развивается в школьном возрасте. В нашем районе есть 4 дошкольника, у которых  выявлена миопия, и только у одного из них – врожденная.
Врожденные причины нарушения зрения мы выявляем в дошкольном возрасте: дети проходят обследование перед поступлением в дошкольные учреждения и перед школой. В  школах остроту зрения контролируют медсестры и при выявлении отклонений отправляют ребенка  в поликлинику для проведения обследований.
Если говорить о причинах, то в дошкольном возрасте это врожденные патологии, в школьном  – приобретенная, ложная или истинная близорукость. 
 Когда я только начинала работать в нашем районе, астигматизм чаще диагностировался у детей. Теперь наблюдается увеличение близорукости – около 40% выявленных случаев.
Первая причина этого – повальное увлечение гаджетами: мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, компьютеры… Ведь  нагрузка в школе была всегда, а детей с плохим зрением было меньше.  С наследственностью тоже все понятно: родителей не выбирают. Считается, что если у родителей хорошее зрение, то у ребенка хорошая наследственность; если близорукость у одного из родителей, то шанс «получить» ее в наследство уже есть; а если у двоих, то вероятность возрастает до 50%.
Состояние  зрения зависит не только от медицины,  образования и деятельности санстанции, на 50-60 % оно зависит от семьи.  
–  Как уберечь ребенка от таких  благ цивилизации?
Анна Иосифовна Фи­лис­тович:
– Вспомните, чем мы занимались в детстве? Играли на улице, катались на велосипеде. А чем сейчас занимаются дети? На столе перед годовалым ребенком,   кроме тарелки, лежит  планшет, или, что еще хуже, мобильный телефон с включенным мультфильмом – чтобы ребенок ел. Причем ребенок этого возраста смотрит и понимает только первые пять минут, потом его глаз просто реагирует на вспышки, звук, перемещение. 
Без компьютера сейчас, конечно, не обойтись, но игры, времянахождение за компьютером – все должно быть лимитировано.
В  последнее время широкое распространение получили электронные книги. Их родители иногда подменяют компьютером, планшетом или тем же телефоном – и делают опрометчивый шаг. Вред чтения на таких устройствах намного больше, чем по электронной книге, которая создана с наименьшим вредом для глаза.
И главное – соблюдение здорового образа жизни: организация рабочего места, перерывы между подготовкой домашнего задания по предметам, воспитание ребенка.  Та же зрительная гимнастика: нет ничего проще, но когда мы делаем ее, мышцы сокращаются, кровь приливает к глазу и он отдыхает.  
Нельзя недооценивать и пользу компьютерных очков – в них используются специальные антибликовые стекла, которые способствуют приглушению контрастности –  глаз меньше устает.
IMG_0522 Мазаник Екатерина.jpg–  Что можно порекомендовать родителям и учителям, чтобы помочь им сохранить зрение ребенка?
Екатерина  Яновна Мазаник:
– Во-первых,  важно организовать хорошее освещение. Если в школе мы контролируем уровень освещенности в классах, то дома порой родители на это не обращают внимания. Надо помнить, что освещение должно быть левосторонним. 
Во-вторых, важно правильно организовать рабочее место. Лучше всего, чтобы поверхность стола была наклонена. А чтобы глаза не привыкали смотреть на доску под одним углом, ребенка несколько раз в год рекомендуется пересаживать за разные парты.  
Внимание необходимо обращать и на окна. Нельзя размещать на подоконниках высокорастущие декоративные растения, которые поглощают свет, а вот наличие жалюзи  приветствуется.
Важно давать глазам отдохнуть. Золотым правилом защиты от болезней глаз для детей и взрослых являются перерывы. В школе такая работа налажена – в каждом классе есть  офтальмотренажеры. 
 IMG_0527 Трейгис Антон.jpgАнтон Чеславович Трейгис: 
– И не просто имеются в наличии, а  используются – при первых признаках утомления проводятся гимнастика для глаз и физкульт­минутки.  
 –  Получается, если в школе работа налажена, то дома – все пущено на самотек? Так?
Екатерина  Яновна Мазаник:
–   Все зависит от родителей и  понимания ими проблемы. Хотелось бы акцентировать внимание на то, что огромную роль в гигиене зрения играет сбалансированное питание, которое должно включать в себя необходимое количество «глазных» витаминов – А и Д.
Антон Чеславович Трейгис:
– Если родитель хочет, чтобы ребенок был здоров, он не будет заставлять его сидеть часами над выполнением домашних заданий, да еще  в комнате с плохим освещением. У  ребенка  должна быть возможность погулять, а не посидеть в свободное время за компьютером, как это часто бывает. 
Порой складывается впечатление, что ребенок уже рождается с мобильным телефоном в руках – и большинство родителей восторгается: какой умный малыш! Им  так удобнее: они свободны  и могут заниматься домашними делами.
– Сидение в социальных сетях, игры – вероятно,   тоже способствуют тому, что дети интересуются компьютером?
IMG_0516 Часнойть Юлия.jpgЮлия Владимировна Часнойть:
–  Компьютер­ная за­висимость – бич последних лет. 
Игры, переписки, «жизнь»  в соцсетях заменили нашим детям живое общение. Но все это не приносит  пользы. Есть, конечно, и развивающие игры – на логику, счет, развитие мышления, –  но, как правило, они детей не интересуют. 
И  именно на родителях лежит ответственность за то, чем занимаются дети в интернете. Я сомневаюсь, что  у всех  на компьютере стоит пароль –  и ребенок не сидит на небезопасных сайтах.
Компьютерные игры тоже ведь разные. И то, во что играет 16-летний брат, не рекомендуется его 4-летней сестре. 
Родители должны найти  10-15 минут, чтобы  поиграть в  развивающую, логическую  игру, решить кроссворд или отгадать загадки – это будет полезно и взрослым,  и детям. 
Антон Чеславович Трейгис:
–  На каждом родительском собрании, школьном и классных,  мы говорим о компьютерной зависимости и о проблемах с нарушением зрения, но  насколько серьезно все это воспринимают родители?  Об этом говорит статистика по нарушению зрения у детей –  с каждым годом  оно ухудшается. 
Анна Иосифовна Филистович:
– Раньше мы обследовали детей в школах – не всегда информация о выявленных нарушениях доходила до родителей. Теперь делаем это в поликлинике – и они все видят и слышат сами, порой удивляясь, что их ребенок плохо видит. Хотя есть и такие, которые к проблеме со зрением относятся  безразлично: не видит – ну и ладно. 
Антон Чеславович Трейгис:
– Раньше после летних каникул  у многих детей зрение восстанавливалось, теперь его острота снижается еще больше.
Анна Иосифовна Филистович:
– Раньше дети отдыхали в  деревне у бабушки и дедушки, а  теперь все свободное время проводят у компьютера или телевизора, да еще с мобильным телефоном в руках.
Антон Чеславович Трейгис:
– Неутешительная статистика и по первоклассникам: в прошлом году из 59 первоклассников нашей школы у 12 выявлено снижение остроты зрения, в этом году такая проблема наблюдается у 17 из 54 детей.
– Так,  может,  стоит запретить использование  телефонов учениками в школе?
Антон Чеславович Трей­гис: 
– Это решило бы многие проблемы. Но сделать так мы не имеем права. Родители первыми восстанут  против такого нововведения – ведь  с ребенком нет связи. Мы предлагаем родителям давать детям в школу обычные, кнопочные, телефоны – это оптимальный вариант. 
Юлия Владимировна Часнойть:
– Все зависит от того, насколько родители «в теме». Мы можем объяснить детям,  почему им в школе не нужен дорогой телефон – только  не все это делают. Проблема в том, что мы не хотим и,  порой,  не  умеем разговаривать со своими детьми.  
Антон Чеславович Трей­гис:
– Хотя положительные примеры есть. Многие приходят в школу с кнопочными телефонами, а до­ма пользуются  смарт­фонами. 
Диана Иосифовна Лось: 
– У нас  успешно реализуются проекты «Островец – здоровый город», «Школа, пропагандирующая здоровый образ жизни». Может,  нам начать реализацию проекта «Школа без телефона»? Ребенок при входе в школу сдает его в личную ячейку, а при необходимости может взять, чтобы позвонить родителям. Что-то похожее организовано во время отдыха детей в лагере – и заметьте, никаких проблем не возникало.  
Антон Чеславович Трейгис:
– Самостоятельно такой проект  школа реализовать не сможет  – все опять же упирается в финансы, хотя идея имеет право на существование.
Юлия Владимировна Часнойть:
– Если бы решение о  мобильных телефонах было принято на более высоком уровне, его бы исполняли.  
Что касается использования мобильных телефонов  и компьютеров дома, то за этим  обязаны следить  родители. Если они  хотят видеть своих детей психически и физически здоровыми, то будут это делать.



Текст:
Фото: Елена Ярошевич