Если новый телефон оказался некачественным...

16:00 / 29.07.2014

Сложно себе представить человека, который не пользуется мобильным телефоном. На рынке появляется все больше и больше новых моделей. Какой из них отдать предпочтение – дело каждого из нас, а вот как разобраться в ситуации, когда новый телефон оказался некачественным, а продавец отказывается его принимать, без помощи специалиста сложно. Давайте попробуем вместе прояснить некоторые моменты, о которых должен знать потребитель.



1. Продавца знай «в лицо»

Когда вы приобретаете мобильный телефон, в первую очередь ознакомьтесь с информацией о продавце.
Если вы покупаете мобильный телефон в сети Интернет, то обратите внимание на главную страницу сайта, где обязательно должна быть информация о наименовании организации, ее юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя – ФИО, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию). Также обратите внимание на режим работы магазина и дату его регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь. (Наличие этой регистрации можно проверить на сайте http://rsoap.mintorg.gov.by:8880/viewreestr/).



2. Сто раз посмотри – один раз купи

Внимательно ознакомьтесь с информацией о мобильном телефоне (техническим паспортом, инструкцией по эксплуатации, гарантийным талоном, упаковкой). Обратите внимание на правильность заполнения гарантийного талона, в котором обязательно должна быть информация о наименовании продавца, месте его нахождения, марке и модели телефона, цене, гарантийном сроке, дате продажи, а также подпись ответственного работника и печать организации. Информация о товаре должна быть на русском или белорусском языках полной и достоверной.
3. Чек в кармане – гарантия, что «не обманут»
Всегда берите чек! Все продавцы без исключения должны выдавать кассовый чек, в том числе и интернет-магазины. Предъявить претензии по поводу качества товара вы можете и без этого документа при наличии иных доказательств (сведения о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке или наличие идентификационных знаков). При отсутствии доказательств приобретения мобильного телефона у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.


Важно знать!
Согласно перечню качественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату (утвержден постановлением Совета Министров РБ от 14 июня 2002 г. №778), мобильные телефоны надлежащего качества не подлежат обмену и возврату.



4. Что? Где? Когда?

Если вы приобрели некачественный мобильный телефон, то вправе по своему выбору требовать замены товара на качественный, возврата денег, уменьшения покупной цены или безвозмездного ремонта.
Заявления требований об уменьшении покупной цены товара, о возмещении расходов по ремонту товара, о возврате денег должны быть удовлетворены продавцом в семидневный срок, в течение двух недель – требования о безвозмездном ремонте и проведении экспертизы, а на протяжении месяца продавец должен заменить некачественный телефон.
У продавца или изготовителя на период ремонта телефона вы можете требовать аналогичный телефон безвозмездно во временное пользование. Требование должно быть удовлетворено в трехдневный срок со дня его предъявления.
Потребитель имеет право на возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков в мобильном телефоне. Продавец должен удовлетворить такие требования в течение 7 дней с момента подтверждения потребителем размера убытков.
Продавец, допустивший нарушение сроков, уплачивает потребителю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.


Важно знать!
Вы вправе предъявить требования продавцу, когда недостаток носит производственный, конструктивный или иной характер, произошедший по вине продавца (изготовителя). Если недостаток произошел по вашей вине – воспользоваться гарантиями закона вы уже не вправе.



5. Экспертиза: все «за» и «против»

Установить природу недостатка при возникновении спора поможет экспертиза, стоимость которой оплачивает продавец. Он же оформляет акт приемки некачественного товара, который вы, кстати, можете вернуть без упаковки.
Если экспертиза качества показывает вину потребителя, то тот должен покрыть все расходы на ее проведение и транспортировку товара. Потребитель может участвовать в проверке качества товара и оспаривать заключение экспертизы в суде.



6. Все средства хороши?

Вы всегда вправе потребовать деньги за приобретенный некачественный товар. Претензии по качеству мобильного телефона предъявляйте продавцу, изготовителю, импортеру (если отсутствуют данные о продавце), по вопросу ремонта – ремонтной организации.
Вы можете написать заявление либо оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений, которая должна быть предоставлена по первому требованию, либо направить по почте заказным письмом.


Важно знать!
Предъявлять претензии продавцу по качеству товара вы можете в течение гарантийного срока либо в течение двух лет с момента покупки.
Обращаться к изготовителю вы можете в течение срока службы товара, а если он не установлен – в течение 10 лет.


Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация) не ответил или не удовлетворил ваше требование – обращайтесь в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей, суд либо местный райисполком.
С.РОДЬ, начальник отдела экономики райисполкома.