Александра Кириленко делится мастер-классом рождественских пряников и рассказывает о себе

10:06 / 06.01.2023

IMG_6719.jpg

Квартиру, где живёт семья Кириленко – папа Андрей, мама Александра, восьмилетняя Настя и четырёхлетняя Даша, – можно найти по запаху. Входишь в подъезд дома по улице Аэродромной – и стучи в дверь, откуда пахнет выпечкой: не ошибёшься.
– Проходите, раздевайтесь, – открывает дверь Александра. И тут же извиняется:
– Я вас покину на минуточку – нужно отсадить зефир. Если не сделать это в первые две минуты, как взобьёшь массу, – вся работа насмарку. 
Так я с порога познакомилась с очередным увлечением хозяйки. Хотя вообще-то хотела выведать секрет изготовления вкуснейших рождественских пряников. 
К слову, «выведывать» не пришлось: хозяйка охотно им поделилась. А между делом рассказала о себе, своей семье, вере, надежде, любви и мечтах…

Откуда, куда, зачем?
– В Островец мы приехали из Жлобина, – рассказывает Александра. – Как и большинст­во новых островчан, – по месту работы мужа: Андрею предложили должность инженера по технике безопасности на атомной элект­ростанции, дали квартиру. 
Так 7 лет назад молодые родители с семимесячной Настюшей перебрались с юго-востока Беларуси на противоположный её конец – северо-запад. 
Поначалу женщина, бухгалтер с высшим образованием, которая на родине работала дизайнером мебели, устроилась в частный мебельный магазин. Но у хозяина были жёсткие требования к сотрудникам и частые болезни детей в плотный рабочий график не вписывались. Пришлось выбирать между любимой работой и здоровьем дочери, и мать без сомнений пошла уборщицей в детский сад, чтобы быть поближе к малышке.

Испытание
Александра ходила беременной Дашей, когда заболела сама. От диагноза, который ей поставили, земля уходит из-под ног: рак щитовидной железы.
– Прооперировали меня в 2018 году, – спокойно, как об аппендиците, рассказывает Саша. – В 2020-м случился рецидив – ещё одна операция. После этого из меня стали сами по себе «лезть» стихи. А ещё я стала рисовать – до этого абсолютно не умела. И откуда что берётся… Видимо, когда Бог что-то забирает, то что-то даёт взамен…
Осторожно интересуюсь: можно ли рассказать читателям, куда уходят корни её вновь открывшихся талантов?
– Да, конечно, – женщина поднимает голову от пряничного теста. – Я не делаю из своей онкологии тайны. Когда видишь больных детей или двухлетнего ребёнка, которого мама не может взять на руки, потому что из неё уходят последние силы, то понимаешь: твоя проблема яйца выеденного не стоит! Да, бывает тяжело, порой хочется поплакать и пожалеть себя. Или чтобы меня пожалели. Но берёшь себя в руки: я сама могу и пожалеть, и помочь тем, кому труднее. 
…Как-то Настю попросили поучаствовать в конкурсе по энергосбережению – нарисовать плакат, мама с воодушевлением взялась за дело. Их работа заняла первое место в области, третье – в республике. Затем заведующий садиком, куда ходила дочка, предложил расписать стену по теме безопасности. Женщина признаётся, что даже не представляла, на что подписалась: когда увидела объём работы, была в шоке. Но не зря говорят: глаза боятся, а руки делают. Справилась. 
Так потихоньку судьба подталкивала её к делу, которое стало главным в жизни.

Увлечение? Работа! 
К пряникам Александра, как сама признаётся, пришла случайно – хотя давно известно, что всё в этой жизни неслучайно: кто-то невидимый, но властный ведёт нас к единст­венно верной дороге.
– Приближались праздники – Новый год, Рождество, – вспоминает женщина. – С деньгами была напряжёнка, а хотелось всех порадовать. Я решила испечь и расписать пряники, раз уж у меня непонятно откуда появилась способность к рисованию. С рецептами теперь проблем нет: всё можно найти в интернете. Удивительно, но всё с первого раза получилось как надо: вкусно и красиво. С того времени пошло-поехало…
Надо сказать, что «пошло-поехало» очень быстро. Вслед за пряниками Александра освоила торты, пирожные, зефир, прочие «вкусняшки». 
Из последних увлечений – хлеб. Она вырастила свою закваску и печёт его несколько видов: пшеничный, ржаной, постный, для больных диабетом, для правильного питания… Хлеб стал основным источником дохода: в «хлебные» дни, вторник и четверг, женщина выпекает по 20-30 буханок, максимум был 50. 

IMG_6667.jpg

Хотя и в другие дни духовка практически не выключается.
– Как-то очень быстро моё увлечение стало работой, – смеётся Александра. – Не скажу, что она приносит баснословный доход, но среднюю зарплату я имею. Хотя деньги, конечно, не самоцель, семью обеспечивает муж. Мне просто нравится то, чем я занимаюсь. Ну и немаловажен тот факт, что я весь день дома, с детьми. Хотя и с ними бывает всякое… Случалось, собираешь заказанный торт, последние штрихи остались, Дашка прибежит, руку запустит: «Вкусно!» А ты хоть плачь…
Но такая «помощь» случается редко. Чаще мама вместе с дочками готовит пряники: раскатывает тесто, вырезает фигурки, расписывает их. 
– Это самые счастливые минуты, когда с детьми занимаешься любимым делом, – признается женщина. 
Особая традиция – пряничный домик, который они всей семьёй делают к Рождеству – пекут, расписывают, собирают. А в праздник все вместе его съедают.

Дорога к храму
И Александра, и Андрей крещёные. Но у них, как и у родителей, повседневная жизнь и церковь почти не пересекались.
– В храм мы пришли в Ост­ровце, – рассказывает женщина. – Однажды поняли, что нам необходимо наставление мудрого человека. Ведь мы же одни здесь: родные далеко, настоящих друзей в нашем возрасте найти сложно. И мы с мужем пришли к отцу Георгию. Он принял нас тепло и душевно и стал очень важным человеком в нашей жизни, настоящим духовным отцом. С ним мы делимся всем. 
В островецкой церкви супруги повенчались. В воскресную школу ходит Настя – ей здесь очень нравится. А Александра приходит к её воспитанникам с мастер-классами по изготовлению рождественских пряников.
– С ними так интересно! – рассказывает она о занятиях. – Это добрые, открытые, непосредственные дети. Здесь им не надо бороться за лидерство, тут все одинаковые. Мечтаю научить их не только пряники расписывать, но всему, что умею: вышивать, плести из бисера… 

Приземление
Семья Кириленко, похоже, обосновалась на новом месте жительства всерьёз и надолго. 
Если и были в этом сомнения, то они исчезли, когда купили дачу в полузаброшенной деревне в Ошмянском районе. Андрей и Александра, коренные горожане, теперь увлечённо и любовно обустраивают свой деревенский домик, садят картошку, выращивают овощи в теплице, разводят сад. Зато ингредиенты для зефира у Александры теперь круглый год натуральные, из собственного сада – ягодами забит морозильник! Мечтают даже живностью обзавестись: Андрей хочет развести перепелов, а Настя просит… корову! Ну или хотя бы собаку… 
– Мы на даче проводим всё лето. Если бы не школа, то и не возвращались бы в город, – говорит женщина. –Там так хорошо: и воздух, и люди другие… Мы себя в этом нашли! Те Кириленко, что приехали в Островец семь лет назад, и нынешние, – разные люди. Мы тут одомашнились, если можно так сказать. Приземлились… 
Хочется верить, что надолго… Лучше – навсегда!

IMG_6676.jpg

Рождественские пряники 
500 г сахара растапливаю на огне, добавляю 200 г сливочного масла. Всё размешиваю и вливаю 200 г кипятка. Делать это нужно очень осторожно, чтобы масса не брызнула и не оставила ожог. 
Массу тщательно перемешиваю, всыпаю чайную ложку соды, остужаю, добавляю одно яйцо и один желток, немножко соли, пряности, если кто любит: кардамон, кориандр, бадьян, анис, мускатный орех, имбирь – по вкусу. Но я пряники с пряностями пеку только под заказ: у многих аллергия на тот или иной компонент. Хотя с пряностями они, конечно, очень ароматные, рождественские…
Замешиваю тесто – ему нужно как минимум 2 часа, а лучше сутки полежать в холодильнике, тогда оно становится эластичным и податливым. Раскатываю его толщиной примерно в сантиметр. Формочками вырезаю пряники. 
Противень можно застелить пергаментом, но лучше – тефлоновым ковриком. Укладываю пряники и отправляю минут на 10 в духовку. Готовность определяю пальцем: тесто должно быть мягким, но не проваливаться, пружинить.
Когда пряники испекутся, их нужно переложить на деревянную дощечку и оставить на сутки: они должны дозреть.
И только на следующий день их можно расписывать. Крас­ки готовятся из яичного белка, взбитого с сахарной пудрой, для цвета добавляю пищевые красители. Роспись – это полёт фантазии: кто во что горазд.
Когда пряники расписаны,  ставлю их в холодную духовку, под низ – противень с водой: они должны чуть отсыреть. Затем каждый упаковываю в отдельный прозрачный пакетик – и разношу людям счастье. Такие пряники могут храниться до полугода.
Всех с наступающим Рождеством!

IMG_6705.jpg

Текст: Нина Рыбик
Фото: Нина Рыбик