К 80-летию Островецкого РОЧС: первая смена третьей части

16:18 / 24.10.2020
Чуть больше 30 лет на 8 человек – таков общий стаж первой дежурной смены третьей пожарной аварийно-спасательной части.

– Моя смена – самая молодая, – говорит начальник караула Олег Щеглов. – Самый старший член команды – а мы именно команда – служит в МЧС 9 лет, у четвёрки младших стаж по 2 года. Но это не значит, что опыта у нас мало – все необходимые знания и умения каждый получил в специализированных учебных заведениях или пройдя переподготовку. Навыки совершенствуем на практических и теоретических занятиях, которые проводятся на каждом дежурстве. 

12.jpg



– Я смену под себя собирал, – продолжает Щеглов. Он в службе с 2012 года, и, наверное, имел на это право. – Третья часть ещё строилась, а я уже присматривал кадры. Главные критерии: человечность и дружеские взаимоотношения. К моменту ввода части в эксплуатацию уже приметил, кого хочу видеть в своей команде. Комфортно работать с теми, кто понимает специфику службы и выполняет то, что от него требуется.

Географически смена объединила в себе уроженцев Гродненщины и Витебщины. В числе первых есть два представителя Островецкого района – Марек Лавринович из Спондов и Денис Шостак из Кемелишек.

Марек в МЧС служит 5 лет – пришёл сюда после армии. Уже успел поработать водителем – сейчас в его должности, к слову, появилась приставка «старший инструктор по вождению пожарной машины» – во всех пожарных аварийно-спасательных частях районного отдела. В третью парень попросился, чтобы удобнее было добираться на соревнования, где он защищает честь коллектива, – ездить на них с части на БелАЭС несподручно.

Денис Шостак (он из самых молодых – стаж 2 года), хоть и вырос в агрогородке, где расположен пожарный аварийно-спасательный пост, о службе в МЧС не грезил – так получилось, что судьба привела его в эту сферу, о чём он ничуть не жалеет. Недавно парень поступил на заочное отделение в Университет гражданской защиты.

Ровесники Дениса по выслуге лет – Антон Алексей  из Щучинского района, Пётр Кудрицкий  из Волковысского и Артём Молоков из Полоцкого. 
Антон брал МЧС настойчивостью. Парень из многодетной семьи, у него одна мать, поэтому возможность учиться на полном гособеспечении была очень кстати. Для поступления в Университет гражданской защиты молодому человеку не хватило баллов, с Гомельским инженерным институтом МЧС получилась та же история – и только в Гомельском государственном машиностроительном коллежде его приняли. Колледж, к слову, Антон закончил с отличием и по распределению оказался в Островце. Вместе с коллегой Петром Кудрицким он сейчас учится на последнем курсе Университета гражданской защиты.

– Самым сложным для меня, пожалуй, выдалось одно из дежурств этой весной, когда на сутки выпало 5 выездов, – рассказывает Антон Алексей. – Как раз на тот день пришлось моё и Дениса Шостака посвящение в пожарные, когда молодых прямо в «боёвках» поливают водой. И только мы сняли мокрую одежду, как поступил вызов. Пришлось влезать в мок­рые «боёвки» – в них целый день и работали.

Уроженец Новогрудского райо­на Матвей Шах свой профессио­нальный выбор объясняет: так совпало. Хотя насчёт совпадения можно и поспорить. После школы парень собирался поступать в Гомельский инженерный институт МЧС, но не прошёл туда и подал документы на ту же специальность «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» в Гомельский государственный машиностроительный колледж. А потом и в институте отучился.

Огромный отпечаток на Матвея наложил его первый выезд на пожар во время учёбы в Гомеле: парню пришлось выносить из огня погибших детей, а на улице плакали их матери… Тот случай закалил парня – теперь про всё он говорит «ну, было». 

Выходец из Витебской области Владимир Юршевич успел послужить в Минске, а четыре года назад перевёлся в Островец. 

– Здесь меньше выездов, чем было в Минске – в столице в среднем выходило 680 пожаров в год, здесь около 35, – говорит старший пожарный Владимир. – В Островце тише, спокойнее. Ну и профилактическую работу нашей доблестной инспекции нельзя не отметить. 

Вслед за этим Юршевич начинает вспоминать свои выезды – столько, что из них, если брать во всех подробностях, наверное, можно было бы сложить целую книгу. 

– Самое страшное – это гибель детей. У меня были такие случаи, до сих пор не могу сдержать эмоции, вспоминая, – рассказывает мужчина. – Мне страшно представить, что чувствовали близкие в момент потери! 

В практике Владимира были случаи, когда приходилось спасать человека, собиравшегося покончить с жизнью, и вытаскивать из люка собаку-поводыря. 

– Случалось разрезать кольцо и гайку на распухших пальцах, – вспоминает Юршевич. 

Внезапно наш разговор прерывают сообщение о сработке сигнализации на одном из объектов города и сигнал сирены – парни срываются с мест и бегут к пожарной машине, успевая при этом бросить «Подождите, мы скоро».

Но на этот раз ребятам даже из гаража выезжать не пришлось – диспетчер отдела дал отбой тревоги.

– Такое бывает, – возвращаясь говорит начальник караула. – На месте определили, что ничего не произошло и сообщили диспетчеру. Такие «вызовы» случаются часто: иногда приказ «отбой» получаем на полпути к объекту, а иногда доезжаем до места и проводим полное обследование – и, убедившись, что наша помощь не нужна, едем назад.

В службе пожарных каждое дежурство непредсказуемо. Бывает, что смена месяц никуда не выезжает, а потом – и по 5 вызовов за сутки поступает. Тогда может получиться так, что на новый адрес спасатели отправляются, даже не заезжая в часть. С пожара на пожар – именно поэтому им приходится искать водоисточник, чтобы пополнить запасы воды. А люди думают, что спасатели приехали неподготовленные… 

Теоретически, если будет много вызовов, в пожарной машине может закончиться и бензин. За этим следят водитель или начальник смены – и по пути при необходимости производится дозаправка. В случае критической отметки и невозможности заправиться об этом сообщат диспетчеру, на вызов отправят другую машину. Но такого ещё не было.

Говоря о виновниках пожаров, а они зачастую становятся жертвами трагедий, спасатели отмечают, что это в основном люди асоциального поведения. Но пожарным неважно, какой человек, – их задача помочь и спасти. И, подавляя собственный страх – а он безусловно есть, хотя и не все признаются в этом, – они идут в горящее помещение... 

Интересным наблюдением поделилась эта смена: когда начальник караула Олег Щеглов уходит в отпуск, они почти каждое дежурство выезжают на вызов. 

– Так, может, ваш начальник – это ваш ангел-хранитель? – шучу я.

– Нет, это банальное невезение, – отвечает Матвей Шах.


Вопрос на засыпку

– Есть такое выражение «сдавать на пожарного» – так говорят о тех, кто любит поспать. А у вас с этим как? 

– Девять лет работаю, а первый раз слышу такое выражение! (Владимир Юршевич удивлённо). 

– Есть такая шутка: если хочешь быть пожарным, проспи 26 часов. Спать можно – но только в выходные. (Марек Лавринович).



Подписывайтесь на телеграм-канал «Островецкая правда» по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.

Телеграм-канал «Островецкая правда»  – всё самое интересное из жизни Островца и Островецкого района. 

 

 

Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.

Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.



Текст:
Фото: Светлана Фёдорова