В каждую свою работу мастер народных промыслов Марина Стефанович вкладывает душу

10:00 / 12.10.2025

Дело мастера боится – эта известная пословица как никакая другая описывает мастера народных промыслов Марину Стефанович. Наверное, трудно найти вид творчества, который бы не покорился этой женщине. 

Только не вязание

Её рабочий кабинет – почти выставочный зал: здесь умещаются настоящие произведения искусства, выполненные в разных техниках и из разных материалов. А творческая атмосфера так и ощущается! Думается, здесь и музу ждать не нужно, чтобы создать очередной шедевр. 

– Вязать вот не люблю. В школе, помню, на уроках половину шарфа и осилила. Мама здорово вяжет, а у меня терпения не хватает, – признаётся героиня, чем удивляет. 
В арсенале умений жительницы Кемелишек чего только нет: резьба по дереву, бисероплетение, соломоплетение, рисование, вышивка (предпочтительно крестиком), работа с кожей и эпоксидной смолой, выпечка – и это только часть направлений, которые, естественно, требуют немалых усердия, сил, старательности, времени.  И она говорит, что у неё терпения не хватает на вязание!

«Художники – они такие: сегодня с деревом работают, завтра – с тканью или соломой, послезавтра – с красками. (Смеётся.) Одно время я рисовала карандашом портреты: сложно передать черты внешности, мимику – и забросила. Всё зависит от настроения. А вдохновение само приходит, его нигде не найти, – считает Марина Ромуальдовна. – Конечно, если надо что-то подготовить к выставке или конкурсу, то мобилизуешь все силы – и вперёд. Даже если чего-то не умеешь, должен освоить – в нашей работе нужно быть мастером на все руки. Зато когда видишь результат, который радует и тебя, и окружающих, – это здорово!»

В поисках себя

Многому можно научиться, уверена героиня, но всё же склонности к творчеству должны быть заложены в человеке изначально. С этим ей повезло.

– С сестрой любили рисовать с детства, у неё даже лучше получалось. Стенгазеты помогали в школе оформлять, – вспоминает женщина. – Но всё же я тогда больше резьбой по дереву увлекалась, хотя это было больше занятие для мальчиков. Ой, пальцы резала себе. (Смеётся.) А дома и сейчас есть изделия, изготовленные мной в то время.



– После школы поступила на специальность «художник росписи по дереву» художественного отделения Мирского училища (теперь колледж), – рассказывает она. – И надо же было однажды так сложиться обстоятельствам: в Рытани проходила выставка, в которой я принимала участие со своими работами из бисера. Меня заметила директор Дома ремёсел Тамара Ивановна Гавановская – и позвала в культуру. Практику у них прошла, а с 1 августа 2008 года влилась в коллектив.

Любимое дело

Сколько всего за это время создано руками и фантазией Марины Ромуальдовны! И самое главное – ей нравится то, что она делает.

«Последняя моя масштабная работа – реставрация росписи стен танцевального зала в Рытанском клубе. Это было очень интересно – сразу согласилась, как только предложили, – делится женщина. – Если есть желание, то получаешь непередаваемое наслаждение от самого процесса и его результата.»

Однажды коллеги, зная о её блестящих кулинарных способностях (героиня, к слову, сама хлеб печёт и квас делает – отменные, земляки знают!) предложили ей изготовить к традиционному местному празднику дню рыбака ещё и пряники в виде рыбок – справилась с лёгкостью. А ещё вместе со своими юными кружковцами к этому фестивалю на деревянных брелочках и ложечках рисовали герб Островца и форель – гости заценили.

«Ребятам вообще любой вид творчества интересен. Но особенно стараюсь развивать их в белорусских традициях. Соломоплетение, например: казалось бы, оно больше девочек должно увлекать. Но когда стали делать броши, мальчишки с азартом взялись за это! – отмечает женщина. – С детьми всё пробуем: и обереги делаем, и цветы из бумаги, и рисуем в разных техниках. Сейчас хочу их с вытинанкой познакомить.»

Сама Марина Ромуальдовна теперь больше работает в технике батика. Процесс создания рисунка длительный: обвести контур, нанести краски, которые просушивают на протяжении 2-х дней. Но оно того стоит! К слову, у одного из таких произведений мастера есть своя история: супруг женщины мечтал о собственной пасеке – и когда она появилась, родилась солнечная  картина с пчёлами. 


«Работы пишутся по-разному: одна за неделю будет готова, другая много времени зай­мёт. Вот этого «Петушка» год рисовала, – рассказывает героиня, показывая на яркую картину. – Но никогда себя не корю за отложенное дело: оно должно дождаться своего часа. Рисование меня успокаивает. Но в такие моменты ко мне лучше не подходить. (Смеётся.) Пока я поглощена процессом и пытаюсь излить вдохновение, не надо мешать.»

Задумки

Творческого человека невозможно представить без каких-либо идей – Марина Стефанович не исключение.

– Есть у меня две задумки! Первая – батик: хочу сделать ширму-триптих. Основная загвоздка в создании основы. Но надеюсь, всё осуществится, – делится героиня. – А другая связана с белорусской традиционной росписью сундуков. Когда в Мире училась, видела такое. Вообще об этом направлении очень мало информации, но тем оно и интереснее. И я уже на пути: супруг нашёл настоящий старый сундук, хорошо сохранившийся, даже замочек на нём оригинальный.  Теперь его надо обработать, почистить – и можно приступать. Конечно, на это потребуется время. А его как бы и нет: в деревне всё-таки живём, хозяйство держим. Но всё равно хочется что-нибудь творить, создавать, осваивать – не могу иначе. 

С начала творческого пути Марины Стефанович в культурной сфере Островетчины прошло много времени. Был в нём и 10-летний «декретный» перерыв – у неё четверо детей, старший уже получает профессию. Но и тогда, конечно, она не оставляла любимые занятия – они, к слову, и в воспитании пригодились. Неудивительно, что сегодня каждый её ребёнок с лёгкостью не только справится с домашними заботами, но и поможет маме с творческими делами.

Блиц-опрос

– У каждого художника свой «почерк». Что отличает вас?
– Цветовая гамма. Я люблю яркие цвета, а одни из любимых – голубой и синий. Когда смотришь работы других мастеров, всегда выделяешь какие-то особенности. Например, изделия выполнены по-разному тематически и технически – но если они мои, то в них будет моя узнаваемая авторская черта.

– Есть ли любимое произведение?
– Все одинаково любимы, потому что в каждое вкладываю душу. Дома, к слову, немного моих работ. Но есть одна оригинальная – на двери в баню нарисовала медведицу с медвежонком.

– Как относитесь к критике?
– Редко с этим сталкиваюсь. Но если делают какие-то замечания, стараюсь посмотреть на свою работу другим взглядом. И прихожу к выводу: может, у человека прос­то другой вкус, а я вижу именно так. 

– Если бы не творчество, то...
– В школе не знала, кем хочу быть. Сегодня, наверное, поступила бы в медицинский. Ну а творчество, уверена, осталось бы со мной – оно для меня как саморазвитие и путь вперёд. 

Текст: Светлана Фёдорова
Фото: Светлана Фёдорова, из архива АП