Визави со спасателями Романом Грипичем и Витольдом Тумкевичем

10:00 / 19.01.2025
Смелые, сильные, храбрые – они готовы войти в огонь и в воду, выехать на место аварии, чтобы спасти людей. О пути в районный отдел по чрезвычайным ситуациям, случаях из боевой работы и многом другом накануне профессионального праздника наш корреспондент поговорил со старшим помощником начальника центра оперативного управления Островецкого РОЧC Романом Грипичем и начальником дежурной смены пожарно-аварийной части №2 Витольдом Тумкевичем. 

– В профессию люди приходят по-разному: кто-то по зову сердца, кто-то по совету родителей, учителей или старших товарищей. Как вы стали спасателем? 

Роман:

– В нашей школе (родом я из Слонима) было несколько профильных классов, один из них – под шефством МЧС. В 7-м классе меня посетила мысль, что хочу быть спасателем, поэтому выбрал это направление.

Первые соревнования, практические занятия в пожарных частях усилили уверенность, что хочу работать именно в этой сфере.

После школы целенаправленно поступил на заочную форму обу­чения в Гомельский инженерный институт, чтобы полностью почувст­вовать специфику профессии. Начинал рядовым спасателем, вскоре стал старшим пожарным, затем командиром отделения, начальником дежурной смены, заместителем начальника части… Это было в Слониме. Потом перевёлся в Гродно в пожарно-аварийный спасательный отряд. По рабочим вопросам как-то приехал в Островецкий РОЧС. Молодой город энергетиков понравился. Понял, что хочу здесь работать, тем более в отделе была вакантная должность. Сначала переговорил со своим руководством, потом с островецким; никто о моём переводе не возражал. 

Витольд:

– В жизни у меня был яркий пример спасателя – это родной брат, по стопам которого я пошёл. В 11 лет поступил в гомельский Специализированный лицей при Университете гражданской защиты МЧС Республики Беларусь. После его окончания учился в командно-инженерном институте, теперь это Университет гражданской защиты. По распределению отработал год инспектором в Зельве и перевёлся в Островец. 

– Вспомните свой первый выезд и тот, который наиболее запомнился.

Роман: 

– Первый выезд на тушение жилого дома был Зельве в 2010 году. Зима стояла суровая, с 30-градусными морозами. Признаюсь, было страшно, по дороге руки тряслись. В машине старшие товарищи успокоили и сказали, что всё будет хорошо. Главное – слушать задачи и выполнять их. Сработали мы тогда слаженно, после этого стало проще.
 
Выездов было много… Из сложного – это тушение возгорания в подвалах. Во-первых, непростая планировка; во-вторых, плохая вентиляция. Ориентироваться в подобных помещениях в большой задымлённости всегда очень сложно.

Звенья в таких ситуациях продвигаются небыстро. За годы службы в моей практике было два таких случая: один в школе, второй в жилом доме. 

Были пожары с человеческими жертвами – к такому привыкнуть нельзя. Как показывает статистика, основная причина – неосторожное обращение с огнём, курение в пос­тели в нетрезвом состоянии. Поэтому наше ведомство огромнейшее внимание уделяет профилактике. 

Витольд: 

– Первый выезд был на тушение автомобиля на улице Белькишки. Прибыли на место – машина горела открытым пламенем… Потушили достаточно быстро. Адреналин, конечно, зашкаливал. Слава богу, обошлось без человеческих жертв и пострадавших, не считая транспортного средства. 

Запомнился вызов на одно дорожно-транспортное происшест­вие. На так называемой атомной дороге автомобиль опрокинулся, водитель погиб на месте, а пассажир с различными травмами был доставлен в больницу. Почему-то именно такие случаи наиболее час­то откладываюся в памяти.

– Умение подавить в себе страх, обрести уверенность в кризисной ситуации – это талант или этому можно научиться?

Роман:
 
– Безусловно, этим навыкам можно научиться, более того, они вырабатываются с опытом. Важна поддержка товарищей. В любом случае начинающему спасателю командир отделения поможет успокоиться и взять себя в руки. В специальных учебных центрах молодёжь проходит занятия в дымо- и теплокамерах, поэтому ребята на места несения службы приезжают с минимальным тренировочным опытом.

Витольд: 

– Как и на любой работе, ко всему привыкаешь. Мне кажется, с каждым выездом навыки оттачиваются, волнение, конечно, остаётся в любом случае, но нет паники. Набираясь опыта, совершенствуешься: учишься трезво и чётко оценивать сложившуюся ситуацию, риски и быстро выстраивать план действий и реагирования. 

– Есть ли профессиональная этика в общении спасателей друг с другом? Я имею в виду, когда коллеги-подчинённые значительно старше вас…

Роман: 

– Мы руководствуемся уставом. Человек при погонах и в жизни должен быть человеком – готовым прийти на помощь в любую минуту, служить примером для окружающих. Двойные стандарты в нашей ситуации исключены. По большому счёту, спасатель и в жизни остаётся спасателем. (Улыбается.)

Витольд:

– У нас в смене все ребята молодые. Возраст, мне кажется, особой роли не играет. Ко всем отношусь с уважением – и к пожарным, которые мне годятся в отцы, и к начинающим огнеборцам. 

– Россиянин Андрей Легошин, который стоял у истоков зарождения профессии спасателя в соседней стране, на вопрос журналиста о том, кого бы он не взял к себе в команду, даже если бы человек подходил по физическим качест­вам, ответил, что героя по натуре – этакого Дядю Стёпу из детского стихотворения. Вы согласны с российским коллегой? Кому, по вашему мнению, не место в рядах спасателей?

Роман:

– Думаю, что любого человека можно научить работать в команде. Если он горит желанием быть спасателем, не вижу проблем. Главное – прислушиваться к командирам и товарищам. 
Мне кажется, что хулиганы не могут и не должны быть спасателями. Ведя плохой образ жизни, нельзя стать образцом для кого-то. 

Витольд:

– Отчасти согласен с российским коллегой. Людям, которые будут постоянно тянуть одеяло на себя, не место в рядах спасателей. Их излишний героизм и самоуверенность, невладение ситуацией могут привести к травматизации и выходу ситуации из-под контроля. Ведь наша работа командная, как у мушкетёров, где один за всех и все за одного. Герои по натуре, а не по жизни, конечно, склонны преувеличивать, но многое, думаю, зависит от самого человека, его желания быть спасателем, мотивации, личностных качеств, психологической устойчивости. Здесь очень много разных факторов. 

– Вы осторожный человек?

Роман:

– Скорее да, чем нет. В любой ситуации стоит сразу подумать, а потом действовать. Это касается не только работы. 

Витольд

– Я бы сказал, что с каждым годом становлюсь более осмотрительным. (Улыбается.) 
  
– Смотрели ли вы фильмы о спасателях, и какое впечатление они оставили у вас? Мне, например, как обывателю, очень понравился сериал «Пять минут тишины»…

Роман: 

– Профессия спасателя в них, конечно, чрезмерно романтизирована, много приукрашенных моментов, необдуманных действий. Спасатель должен быть дисциплинированным и адекватно оценивать риски. Сам по себе фильм неплохой, но с профессиональной точки зрения видны недочёты.

Витольд:

– Для эпичности картинки в таких фильмах сильно преувеличены дейст­вия и реакции спасателей, много нарушений техники безопасности – в настоящей жизни такого не бывает. Хотя, по большому счёту, в кино, если оно не документальное, не обязательно правдиво до мелочей показывать суть профессии – главное передать её шарм. Думаю, в фильме «Пять минут тишины» у авторов это вышло. 

– Расскажите о своей работе и что в ней самое главное?

Роман:

– Во главе подразделения выезжаю на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и тушение пожаров, руковожу тушением, ставлю задачи. Самое главное в работе любого спасателя – это спасение людей, а только потом устранение ЧС. 

Витольд:

– Задача номер один – спасение людей. Это прописано в нормативных документах. Что касается моей работы, то главная обязанность – организовать работу смены так, чтобы мы были одной сплочёной командой; чтобы каждый был уверен в своём напарнике и успешнос­ти выполнения боевой задачи. 

Кроме этого, я возглавляю в нашем отделе первичную организацию БРСМ. С удовольствием откликаемся на все инициативы молодёжного лидера нашего райо­на Ольги Максимовой, участвуем в общест­венной жизни, конкурсах, соревнованиях, ездим на турслёты. 

– Как вы проводите свободное время и чем увлекаетесь?

Роман: 

– Всё свободное время стараюсь проводить со своими девочками. С женой растим восьмилетнюю Милолику и четырёхмесячную Лесану. Малышка в силу своего возраста требует много внимания. Люблю спорт.

Витольд:

– Увлекаюсь спортом, хожу в тренажёрный зал, играю в мини-футбол, настольный теннис, бегаю… Нравятся природа, лес, озёра и активный отдых. 

– Как близкие относятся к вашей работе, ведь она связана с непосредственной опасностью?

 Роман:
 
– Жена волнуется. Когда слышит пожарные сирены в мою смену, пишет СМС, чтобы после выезда отзвонился или отписался, что всё хорошо. 

Близкие спасателя всегда будут переживать за него – это факт.

Витольд:

– Девушка переживает, хоть и понимает специфику моей работы.  

– Продолжите фразу: спасатель – это…

Роман:

– Человек, на которого хочется равняться; профессионал. Во всяком случае, я стараюсь быть таким.

Витольд:

– Спасатель – это призвание, благородная профессия. В нашу отрасль приходят по зову сердца, чтобы помогать другим, а не заработать денег. Судьба так распоряжается, что случайные люди в рядах спасателей не задерживаются. 



Текст: Алёна Ганулич
Фото: Алёна Ганулич