Что надо знать частному бизнесу по охране труда

18:00 / 22.04.2024


Охрана труда сегодня – приоритетное направление в деятельности любого руководителя, ведь человек должен прийти на работу здоровым и покинуть её в таком же состоянии. И не важно государственное это предприятие или частное. Важно создать условия для охраны здоровья и безопасности человека.

Что важно при организации работы по охране труда в частных структурах бизнеса, поговорили с главным техническим инспектором труда Гродненской областной организации Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма Людмилой Мартыновой.

– Охрана труда в малом бизнесе нужна или нет? И есть ли какие-то льготы или послабления для него?

– В числе основных приоритетов государства в области охраны труда являются сохранение жизни и здоровья работающих, а также ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда. Поэтому в любой организации, даже с минимальным трудовым коллективом и совершенно безопасными условиями труда, должна быть организована работа по охране труда. Этому руководителей обязывает ст. 5 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда».

– Кто отвечает за охрану труда в малочисленной организации?

– В любой, в том числе и небольшой организации за охрану труда отвечает сам руководитель или специально назначенное им лицо, совмещающее эти обязанности со своей основной трудовой функцией. Такой человек обязательно должен пройти соответствующее обучение.

Организация может также привлечь юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда – эта норма установлена частью 1 статьи 20 Закона об охране труда, но это не освобождает руководителя от обучения и проверки знаний по охране труда.

– Если говорить о проверке знаний руководителя, то где её можно пройти и как часто это нужно делать?

– Ещё раз обращу внимание на то, что руководитель (его заместитель), сотрудник, ответственный за организацию охраны труда, если такие есть, должны пройти обучение по вопросам охраны труда. Для этого руководитель обращается в соответствующую комиссию местного исполнительного комитета. Сделать это нужно не позднее 1 месяца со дня назначения на должность, а затем периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже 1 раза в 3 года.

– Какие документы по охране труда должны быть в учреждении? Может, есть какой-либо перечень обязательных?

– Их обязательного перечня в в законодательстве нет. Важно всё!

– Что вы проверяете при проведении мониторингов?

– Во-первых, программу вводного инструктажа по охране труда или инструкцию для проведения вводного инструктажа по охране труда, а также инструкции по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, журналы регистрации вводного инструктажа, инструктажа по охране труда.

Отмечу, что журналы регистрации вводного инструктажа, инструктажа, целевого инструктажа по охране труда, которые оформлены на бумажном носителе, должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью руководителя организации либо уполномоченного должностного лица нанимателя. При этом указывается количество страниц в журнале (цифрами и прописью).

В микроорганизациях регистрацию вводного инструктажа допускается осуществлять в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

– Спасибо за беседу. И пусть чрезвычайных происшествий на рабочих местах и в жизни человека будет как можно меньше.


Текст: Елена Ярошевич
Фото: Елена Ярошевич