К 165-летию пожарной службы Беларуси: бывших спасателей не бывает

16:26 / 25.07.2018
Где родился, там и пригодился – эти слова, конечно, избиты, – но они как нельзя лучше характеризуют Геннадия Ивановича Колтана. Коренной островчанин, он нашел себя на родной земле. С достоинством пройдя «пожарный» путь, Геннадий Иванович был и остается верным призванию помогать и спасать.

IMG_4041.jpg

– Геннадий Иванович,   как вы стали пожарным?
– Родился, вырос и живу в Островце. Учился в средней школе №2. Пос­ле школы окончил профессиональное училище в Вилейке по специальности «Оператор станков с числовым программным управлением». Отслужил армии на Дальнем Востоке в городе Свободный, вернулся – и поступил в Мозырский педагогический институт на специальность «Инженер-педагог. Металлообрабатывающие станки и инструменты» – готовился к преподаванию технических дисциплин в институтах, техникумах, училищах. 
В 1994 году мне предложили пойти в пожарную службу в родном Островце. Я согласился. 

Отдел 25.07.jpg

1995 год

– Ваше представление о пожарной службе до прихода в профессию?
– Тушить пожары и спасать людей. 
Физическая подготовка у меня была на хорошем уровне – это очень важно для спасателей. В школе я успешно выступал за Островецкий район на областных легкоатлетических соревнованиях.

– А что оказалось на практике?
– Да то же, только сложнее. 
Мой первый выезд был, можно сказать, разминочным: сарай горел. Были случаи, когда за вечер выезжали по три раза на серьезные пожары. Справлялись!
Бывало, с шести вечера до восьми утра вызовы поступали один за другим. И каждый раз, вернувшись, нужно было поменять рукава, заправить технику, привести в порядок «боевку». А на любом пожаре человек работает на износ.

– Кстати, как вы относитесь к анекдотам про спасателей? Есть ли в них правда?
– Положительно. Во-первых, без шуток жизнь в принципе неинтересна. Во-вторых, мы и сами не против посмеяться над собой. Пожарным также присущ юмор, понятный только им, – когда ты треть жизни проводишь в одном коллективе, без шуток невозможно. В-третьих, если у людей получается сочинять о нас анекдоты – здорово! 
Ну а на деле по-разному бывает…

IMG_1322.jpg

– Двадцать лет – солидный срок. Как за это время менялась служба МЧС?
– Когда я пришел в пожарную службу, начальником части был Сергей Сергеевич Жуковский – под его руководством я и постигал тонкости профессии.  Он предложил мне два варианта: заниматься государственным пожарным надзором – или стать начальником караула, работать с личным составом и выезжать по первому сигналу тревоги на ликвидацию пожара. Я выбрал второй.

Через полтора года меня назначили заместителем начальни­­ка отдела по оперативно-тактичес­кой работе, затем – на­чальником пожарной ава­рий­­но-спасательной части №1. С 2008 по 2014 год, до выхода на пенсию, я возглавлял районный отдел по чрезвычайным ситуациям.
На моих глазах проходило становление пожарной службы района. Я застал то время, когда сокращались сельские пожарные подразделения, стоящие на балансе в колхозах. На вооружении профессиональной пожарной части, которая располагалась в Островце, было всего две машины. И когда случался пожар, только одна из них могла выехать на район – не хватало людей и техники. 

Отдел 25.07.jpg

Районный отдел по чрезвычайным ситуациям, 2007 год

Позже появились пожарные ава­рийно-спасательные посты в Кемелишках, Ворнянах, Изабелино и Страче, а отдел стал пополняться техникой, оборудованием, людьми. 
Я рад, что отдел теперь значительно увеличился. При мне, на заре строительства Белорусской АЭС, реконструировали пожарную аварийно-спасательную часть №1, в 2015 году открыли вторую, на БелАЭС, очень скоро сдадут в эксплуатацию третью – в Островце. А какая техника сейчас на вооружении спасателей – слов нет! Современная, предусмотрена для ликвидации любых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 – Скучаете по службе в МЧС? 
– Да…

 – Работу на какой из должностей вспоминаете чаще?
– На всех. Каждая была по-своему интересна, везде – разные задачи. 

– Работу спасателей веселой не назовешь: вас зовут, когда у человека случилась беда. И тем не менее, вы говорите, что она интересна. Чем?
– Тут знаешь, что ты нужен. Без этой службы невозможно обойтись.

– Считается, что бывших спасателей не бывает. Почему?
– Человек, прослуживший в МЧС, всегда готов прийти на помощь людям. Когда ты отдал этому делу несколько лет, ты не можешь пройти мимо оказавшегося в беде. 

 – Что чувствуете, когда слышите сирену и видите пожарную машину, мчащуюся по улице?
– Тревогу. Знаю: кому-то в этот момент нужна помощь.
(После небольшой паузы) Екает что-то внутри…

 – Часто ли вы бываете в родном отделе?
– Часто. С учетом специфики работы я общаюсь с коллегами из районного отдела по чрезвычайным ситуациям. Уже работая на атомной станции я участвовал в строительстве  пожарной ава­рийно-спасательной части №2 на АЭС, – контролировал процесс. 

– В какой кабинет в отделе вам больше всего хочется зайти?
–  После реконструкции тут все так изменилось. (Смеется) А вообще в любом кабинете чувствую себя свободно – все мне здесь родное.  

 – Чем занимаетесь сейчас?
– Тем же, что и на службе в МЧС – курирую вопросы безопасности на Белорусской атомной электростанции. 
По совместительству возглав­ляю  районное отделение Белорусской общественной организации ветеранов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям «Спасатель»: передаем опыт своим по­следователям-спасателям, помогаем им в работе с населением по предупреждению чрезвы­чайных ситуаций. 
В общем, я по-прежнему в строю.

IMG_4049.jpg

Текст: