Познай Беларусь. Микашевичи. РУПП "Гранит"

16:00 / 23.11.2014
Путешествовать можно по-разному: самолётом, поездом, автомобилем… И места, где есть возможность побывать, тоже отличаются, причём не только своей географией. Одни выбирают направление, руководствуясь познавательной целью, другие – желая отдохнуть и развлечься, третьи – подлечиться…

Наше очередное путешествие начиналось как банальное проведывание родственников мужа, но вылилось в интереснейшую экскурсию на Микашевичский РУПП «Гранит» – единственное в Беларуси и одно из крупнейших месторождений в Европе, где уже сорок лет проводится добыча гранита.


СТОЯТ ТВЁРДО!


Южная часть нашей страны – белорусское Полесье – отличается не только своим мягким и в то же время влажным климатом. Под значительной частью его территории находятся залежи очень твёрдой породы – гранита, использующегося в разных сферах жизнедеятельности человека, начиная от щебня, которым «посыпают» автомобильные дороги, и заканчивая памятниками по усопшим.

Вы когда-нибудь видели, как на гранитной скале, на несколько сантиметров припорошённой белым песочком или чернозёмом, растут деревья или посажен огород? Копнёшь лопатой раз, другой – а на третий она упирается в сплошной камень. Но для жителей близлежащих деревень – это не в диковинку: всегда так жили...

РУПП «Гранит» по добыче гранита открытым способом расположен недалеко от города Микашевичи Лунинецкого района – большая часть его жителей работает на этом предприятии. Около одиннадцати миллионов тонн щебня в год производится здесь.

Достаточно всего лишь на километр отъехать от черты города – и попадаешь в царство гранита – так близко подобрался карьер к жилищу людей. Ещё десять лет назад, когда я впервые попала в Микашевичи, мне пришлось услышать непонятные раскаты и грохот. Сначала подумалось, что это гром – наверное, непогода разбушевалась за окном; потом я подняла на ноги весь дом, решив спросонья, что началась война... Горожане же привыкли к этим ночным «налётам» (а взрывают гранитные залежи именно ночью – в целях безопасности) и спокойно воспринимают даже тот факт, что сегодня взрывы слышны всё громче.


В КАБИНЕ БелАЗа


Подъезжая к территории предприятия, замечаешь на обочине дороги на определённом расстоянии друг от друга интересные «грибы» – посты с надписью «Охранная зона». Это места, на которых во время взрывов дежурят охранники, не подпуская посторонних удовлетворить свой – в этом случае опасный для жизни – интерес.

На первый взгляд кажется, что «Гранит» ничем не отличается от других предприятий. Но это только  сначала, когда видишь вокруг привычные глазу административные здания и цеха. Нот чем ближе продвигаешься к смотровой площадке, с которой открываются непередаваемые виды, тем крупнее становится всё вокруг.

Попробуем представить себе масштабы всего происходящего, сев за руль огромной карьерной машины – БелАЗа. Стоя у колеса этого гиганта, чувствуешь себя Дюймовочкой, да ещё в стране лилипутов – маленькой и беспомощной. Чтобы подняться в кабину водителя, нужно преодолеть шесть-семь ступенек, нижняя из которых к тому же висит в метре над землёй. Взбираемся. И совсем не страшен, уверяю я себя, тот рокот, который сопровождает малейшее движение этого настоящего чуда техники.



ПОЕХАЛИ!


Мы спускаемся вниз, в котлован, размеры которого производят неизгладимое впечатление. А чтобы добраться до самого дна карьера, нужно преодолеть семнадцать километров серпантина. И даже огромные БелАЗы кажутся здесь маленькими жёлтыми игрушками. Широкие дороги, по которым одна за одной, без перерыва на «перекур», снуют пустые и загруженные машины, заасфальтирована вплоть до того места, где начинаются «этажи»: верхние уже отработаны, поэтому спускаемся вниз, туда, где экскаватор-великан с таким же огромным ковшом с  завидной лёгкостью загружает в гремящие жерла кузовов гранитные глыбы разного размера (те, конечно, что вмещаются, – остальные позже очередным взрывом разорвут на более мелкие части). Более 40 тонн – столько может за один рейс перевезти БелАЗ.

Интересно, что, находясь на самом дне карьера, вы будете находиться на отметке 16 метров над уровнем моря!

Мурашки пробегают по коже, когда видишь, как всё еще «игрушечная» машинка поднимается вверх со своим неподъёмным грузом, и с одной стороны у неё – многоуровневая пропасть, а с другой – гранитная скала, кое-где треснувшая и съехавшая в сторону дороги. Из щелей этой скалы струятся небольшие водопады с прозрачной водой, которая, стекая вниз, скапливается на дне карьера в специальных водосборниках – оттуда её откачивают мощные, непрерывно работающие моторы. Если бы их не было, то  а месте созданной годами человеческого труда «дыры» в земле за несколько часов стояло бы бездонное озеро.



КУДА И ЗАЧЕМ?


Дальше по той же дороге – которая, к слову, зимой очень скользкая – мы поднимаемся к специальным бункерам – огромным резервуарам, куда с оглушающим шумом падает ценный груз. Оттуда куски гранита попадают в дробилку.

Вот и всё… Пустая машина отправляется на очередной круг, а дроблёный гранит, превратившийся в разного размера щебень, по железной дороге – длинными грузовыми поездами, а также по водному пути – огромными баржами – отправляется к заказчикам по всей Беларуси и за её пределами. Чтобы улучшилось качество наших дорог, не останавливалось строительство, не оставались без знаков уважения и памяти ушедшие из жизни родные…


Путешествие можно запланировать и потом ждать, когда же придёт его время, предвкушая предстоящую поездку, собирая деньги и закупая нужные вещи. А можно совершить экскурсию спонтанно – если подвернулся подходящий момент. Но от этого ваше познавательно-развлекательное мероприятие уж точно не будет менее интересным. Скорее, принесёт еще больше эмоций – так сказать, в «концентрированном» виде.


--------------------------------

Ольга ХОТЯНОВИЧ.