Развеиваем стереотипы о детском аутизме

11:32 / 04.04.2016
аутизм2 апреля объявлено Всемирным днем распространения информации о проблеме раннего детского аутизма.

Развеять стереотипы об аутизме, которые сложились в нашем обществе, разобраться в причинах этого диагноза и его проявлениях  сегодня нам поможет психолог Островецкого районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Наталья Валерьевна Блохина.

Что такое аутизм и каковы его провления?

– Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на взаимоотношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

Люди с аутизмом испытывают трудности как с вербальным, так и с невербальным языком. Им трудно использовать и понимать выражение лица и тон голоса, шутки, переносный смысл слов или фраз. В большинстве своем они понимают речь буквально.

Такие люди предпочитают проводить время в одиночестве и не ищут общения с другими людьми. Многие люди с аутизмом не могут говорить вообще.

Трудности с социальным воображением приводят к тому, что людям с аутизмом трудно справляться с новыми ситуациями, чувствовать опасность, понимать мысли, чувства и действия других людей, прогнозировать результат.

Кроме того, люди с аутизмом отличаются повышенной или пониженной чувствительностью к звукам, запахам, вкусу, прикосновениям, освещению или цвету.

В зависимости от нарушения степени взаимодействия с внешней средой выделяются четыре основные группы детей с аутизмом.

Для первой группы характерна наиболее глубокая патология: дети не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нем. Для них характерно почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Они полностью отрешены от внешней среды.

Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. У них могут выработаться самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. При адекватной длительной коррекции они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения.

Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут обучаться по программе вспомогательной школы.

Дети четвертой группы характеризуется менее глубоким аутическим барьером. У них развернутая, менее штамповая речь, сформированы навыки самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в общеобразовательной школе.

Какие проявления в поведении ребенка должны стать первым тревожным звоночком для родителей?

– Чаще всего  родители начинают бить тревогу к моменту поступления ребенка в детсад, когда становится очевидным, что что-то не так. Распространенные жалобы: ребенок ни с кем не играет, не разговаривает, боится новой обстановки. Наибольший процент выставленных диагнозов приходится на трехлетний возраст.

Однако первые признаки аутизма могут проявляются уже в 3-х месячном возрасте. В это время ребенок начинает свою познавательную деятельность. Он начинает улыбаться, узнавать маму, у него появляется комплекс оживления. При аутизме ребенок не узнает никого, не улыбается. С ним невозможно установить зрительный контакт, он смотрит как бы сквозь людей, не воспринимая их как живые объекты. Также у таких детей отсутствует так называемая поза готовности, когда их берут на руки.

Вот основные моменты, которые должны насторожить родителей, если речть идет об аутизме: ребенок не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза"; не откликается на имя при сохранном слухе; не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету; не обращается за помощью; не пытается чем-то поделиться; использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.

Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру. Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и даже тяжелом недоразвитии речи, поэтому без углубленного обследования лечение и коррекционная работа могут оказаться малоэффективными.

Аутизм поддается лечению?

– Как состояние аутизм является спектром. Это значит, что хотя всех  людей  с аутизмом  объединяют трудности в определенных сферах, это расстройство по-разному отражается на каждом отдельном человеке. Некоторые люди с аутизмом могут жить относительно независимой жизнью, в то время как другие могут иметь дополнительные нарушения обучения и нуждаться в пожизненной поддержке со стороны специалистов.

Диагноз выставляется медицинским специалистом, например, детским психиатром – и очень важен по двум причинам: во-первых, он помогает понять, что же происходит с ребенком, во-вторых, позволяет правильно определить образовательный маршрут и объем помощи конкретному ребенку.

Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении.

Однако одной из особенностей аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по другим параметрам. Люди с аутизмом могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

Известен ряд личностей, которых психологи считают аутистами: А. Кристи, А. Пушкин, А. Эйнштейн, Билл Гейтс и др.

Лечится ли аутизм? – Нет.  Лекарства от этой болезни не существует, как и способа вылечить аутизм. Тем неменее есть множество методов, которые способствуют обучению и развитию особенного ребенка.

В последнее время большую популярность приобрел метод так называемой визуализации пространства, когда с помощью условных картинок обозначают предметы и явления и знакомят с ними ребенка. Использование картинок помогает ребенку в случае отсутствия речи выразить свою просьбу и ориентироваться в ближайшем окружении.

Каковы причины возникновения аутизма?

Точная причина до сих пор не выявлена. Специалисты считают, что влияет комбинация генетических факторов и факторов окружающей среды, из-за чего меняется развитие головного мозга.  Иногда эту болезнь связывают с прививками или вредными веществами, влияющих на мозг. Но ни одна из этих гипотиз не нашла достоверного подтверждения.

Что говорит статистика?

– В 2015 году в Гродненской области детей в возрасте от 0 до 18 лет, страдающих аутизмом и состоящих на учете в банке данных,  было 61, шесть лет назад – 28 детей. Эти цифры подтверждают и мировую статистику: во всем мире отмечается тенденция увеличения количества детей, страдающих аутизмом.

В настоящий момент диагноз аутизм подтвержден у троих детей в Островецком районе. Они получают помощь в нашем корекционном центре.

– Какую помощь получают дети в вашем центре?

Наши педагоги делают все возможное, чтобы помочь таким детям. С ними работают дефектологи, воспитатели, психологи – и зачастую удается достичь определенных успехов в адаптации ребенка к жизни в обществе. Дети усваивают общепринятые правила поведения и навыки самообслуживания, овладевают определенными игровыми и учебными навыками, учатся использовать доступные средства общения. Чтобы им было комфортно, в нашем центре  оборудованы специальные индивидуальные учебные места, где дети, не мешая друг другу, могут заниматься.

Наш центр работает с Международным благотворительным фондом “Валюнтас”, который реализует международный благотоворительный проект по аутизму. Руководитель этого фонда Галина Шварц приезжала к нам в Островец. Мне и специалистам нашего центра удалось побывать на семинарах по проблемам аутизма в Ошмянах, Слониме, Гродно, что позволило познакомиться с международным опытом работы с детьми данной категории.

Однако, как показывает практика, во взрослой жизни большинство детей с аутистическими нарушениями все же нуждаются в опеке со стороны взрослого.

Сейчас можно найти много рекомендаций для родителей, воспитывающих детей с аутизмом.

В одной из книг я прочитала, что при общении с аутистами очень важно помнить о 5 “НЕ”: не говорить слишком громко; не делать резких движений; не смотреть пристально в глаза; не обращаться прямо к ребенку и не быть слишком активным и навязчивым.

 

На заметку

В Беларуси функционирует Международная благотворительная общественная организация "Дети. Аутизм. Родители", которая объединяет людей, столкнувшихся с этой проблемой.

Беседовала Алена Ганулич.