Проникаем в тайну пасхального богослужения вместе с Таисией Семёновой

Но это – чисто внешняя атрибутика праздника. А нам хочется заглянуть в самую глубину и узнать, почему величайшее христианское торжество Светлого Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха», ведь так называется ветхозаветный праздник, установленный еще за 13 веков до Рождества Христова? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от Рождества Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть позорной смертью – «рабской», как римляне называли распятие? Почему Бог отдал Его на оплевание и поругание неблагодарной черни и грубых солдат? Разве нельзя было установить Новый Завет по-новому?
Попытаемся, насколько возможно, проникнуть в тайну пасхального богослужения.
Пасха небесная
Мессия Христос пришел ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского». Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос утверждает новую пасхальную трапезу – Таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – новый Агнец, закланный от «создания мира».
Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского полу, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время произошла крестная смерть Спасителя. Казненных следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, увидели, что Он уже умер, и не перебили Его ног… Ибо произошло это, да исполнится Писание: «Кость Его да не сокрушится» (Иоанн, 19:33, 36).
«Пасха наша – принесенный в жертву Христос», – говорит апостол Павел, (1 Кор. 5-7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из дарования вечной жизни всем людям» (св. Иоанн Златоуст).
Как мы были спасены?
Своими собственными силами человек не мог преодолеть глубочайшее отчуждение от Бога, ибо страшный удар (грехопадение) расколол его естество сверху донизу, поразил болезнью греха. Болезнь эта оказалась для человечества смертельной: накапливавшееся в мире зло вело его к окончательной гибели. Теперь исцеление и спасение зараженных грехом потомков Адама означало по существу новое творение человека. Оно совершилось через крестный подвиг Сына Божия, воспринявшего в Себя всю полноту природы человека. Умерев плотью, Он умертвил с Собой и всю ветхозаветную (смертельно больную) человеческую природу. Воскреснув затем в той же реальной плоти (Лк. 24:39), Он совоскресил с собой к новой жизни и всю человеческую природу.
Начало пасхальной ночи
Чарующее душу предвкушение пасхальной ночи охватывает нас уже на богослужении Великой Субботы. Об этой ночи, которая изменила ход мировой истории, знают все. Мы готовимся к ней заранее, но каждый раз переживаем полунощное Откровение заново. К этому невозможно привыкнуть.
...Спускаются сумерки. Храмы и дворы вокруг них полны людей. В эту ночь сюда тянет даже тех, кто равнодушен к вере и церковной жизни. Люди наполняются каким-то особым торжественным настроением, ждут откровения, которое разъяснило бы им смысл жизни, наполненной страданиями и явной несправедливостью.
Поздним вечером мы приходим в украшенный, но еще полутемный храм. Совсем недавно черные пелены напоминали о скорбных днях Страстной недели. Плащаница пока лежит на своем месте, и перед нею в ознаменование новой жизни, купленной кровью Спасителя, читается Книга Деяний апостольских, повествующая о первых шагах Церкви Христовой.
Для меня самый волнующий момент – это когда в половине двенадцатого ночи начинает звучать канон Великой субботы «Волною морскою…». Звучат последние великопостные молитвы, которые еще более оттеняют грядущую следом пасхальную радость. Под пение ирмоса «Не рыдай Мене, Мати,…» батюшка торжественно, подняв высоко перед собой, переносит Плащаницу из храма в алтарь. Здесь, на святом престоле, она будет покоиться до Вознесения – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа. В храме воцаряется чуткая, священная тишина. Всего несколько минут остается до благословенной полуночи…
Из-за закрытых Царских врат сначала тихо, потом все громче начинает звучать пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Врата медленно открываются, выходит священник.
Алтарники и прихожане-мужчины выносят большой запрестольный крест, Евангелие, хоругви, иконы. Певчие уже спустились с хоров и становятся в процессию. Под пасхальный перезвон колоколов торжественный Крестный ход вступает в ночь, рассекая ее, как Млечный путь – небо, мириадами колеблющихся огоньков. Вновь и вновь звучит песнопение. «Ангели поют на небесех» о Воскресении Спасителя – ведь они первыми узнали об этом, а люди еще шествуют во тьме… Один год коллега сфотографировал пасхальный Крестный ход. Фото отразило всю гамму чувств, которые он тогда испытал. Когда идешь в процессии, защищая ладонью трепетное пламя свечи и поешь «Воскресение Твое, Христе Спасе…», не видишь красоты потока живых светлячков – тут другие эмоции и ощущения…
Крестный ход символизирует собой жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле и извещенных о Его Воскресении перед входом в гробовую пещеру. В память этого пасхальная заутреня начинается на улице, перед закрытыми дверями храма, а священник знаменует собой ангела, отвалившего камень от двери Гроба. Батюшка поет пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Его подхватывают, стоящие у храма люди, и торжествующее победу над смертью славословие, прорезав тьму Святой Ночи, устремляется вверх, чтобы слиться со славословием ангельским. Церковные двери открываются, и мы вступаем туда, как в Царствие Небесное.
Таисия СЕМЕНОВА