Новые подробности о жизни и судьбе Трофима Евсеева
15:00 / 07.11.2025
Георгиевский кавалер Трофим Евсеев
Работать и воевать –
это Трофим Евсеев умел лучше всего и отдавался этому беззаветно и со всей страстью своей неуёмной натуры.Родился он 30 сентября 1887 года в городе Нижняя Салда Верхотурского уезда Пермской губернии (теперь Свердловской области) в семье потомственного крепостного Якова Григорьевича Евсеева.
Красноармейцы. Сидит крайний справа Трофим Евсеев
Отец был неграмотным, но детей старался приобщить к образованию и какому-либо ремеслу. Трофима в 8 лет отдали в заводское училище, которое он окончил с Похвальным листом. Но учёба работе не помеха – так считали в многодетной семье. С 9-ти лет парнишка нанимался на лесные работы, потом поступил на завод на разборку чугуна – надо было помогать отцу. В 1906 году стал работать в цехе по производству стали.После начала Первой мировой войны Трофима Евсеева призвали в армию и определили в Гродненский лейб-гвардии гусарский полк – так впервые он оказался в Западной Беларуси. Забегая вперёд, скажу, что впоследствии его самого и его потомков судьба неоднократно приводила в эти края…
На фронте быстро приметили храбрость и отвагу уральского рабочего и вскоре назначили его взводным офицером. Евсеев участвовал в боях в составе армии Брусилова, которая воевала в том числе и в наших краях. Не потому ли во время Гражданской войны, которая шла широким фронтом по всей территории молодой Советской республики, его направили именно в северно-западный край?
Но я снова забежала вперёд. О том, как воевал на фронтах Первой мировой Трофим Евсеев, свидетельствует Георгиевский крест, который он получил за то, что
«в бою 26 апреля 1916 года у деревни Баламутовка под сильным огнём противника доставил важное донесение, чем способствовал успеху боя».
Домой в конце 1916 года Трофим вернулся на костылях. Но разве могли они остановить такого человека? Тем более что набирало силу большевистское движение, которое Евсеев принял всей душой.
Октябрьскую революцию он встретил в родном городе. Был избран в первый состав Нижнесалдинского Совета рабочих депутатов, выдвинут на пост военного комиссара. А в 1918 году ушёл добровольцем в Красную армию.
Он самозабвенно отдался делу защиты Октябрьской революции. Воевал против белогвардейцев в составе Стального Путиловского полка. Его назначили командиром эскадрона, с 16 февраля 1919 года Трофим Евсеев – командир Путиловского кавалерийского полка.
А в декабре 1919-го он сформировал драгунский полк и отправился воевать с белыми.
Был делегатом VIII съезда РКП(б).
Неизвестная война
О советско-польской войне известно немного. А между тем, от её исхода зависела судьба молодого Советского государства.С 28 января 1919 года по 18 марта 1921-го на территории нынешней Западной Беларуси и Украины шли ожесточённые бои между войсками Пилсудского, который хотел восстановить территорию Польши в границах конца XVIII века, и молодым Советским государством, претендовавшим на освобождённые немцами после Брестского мира территории и стремящемся расширить своё мировое влияние.
Завершился военный конфликт 18 марта 1921 года подписанием Рижского договора, в результате которого территория нынешней Беларуси была поделена на Западную, отошедшую к Польше, и Восточную, вошедшую в состав Советской республики.
Но Трофим Евсеев не дожил до этого дня…
Переправа, переправа. Берег левый… Где же правый?
В июле 1920 года вблизи Быстрицы развернулись тяжёлые бои между бойцами Красной армии и легионерами Пилсудского, которые шли на Вильнюс.В книге О. Журавлёва «Герои неизвестной войны. Салдинцы – участники боёв» день 10 июля 1920 года описан так:
«…2-я бригада 10-й кавалерийской дивизии, комиссаром которой был по происхождению уральский рабочий Трофим Яковлевич Евсеев, дислоцировалась в районе деревень Быстрица – Перевозники. Жители деревни Ивляны И.С. Янкойть и М.И. Юльюк (названия деревень и фамилий сохранены в соответствии с оригиналом – Н. Р.) рассказывали, что старики помнят героя-комиссара. Он заходил в хаты белорусов, интересовался их житьём-бытьём. Накануне памятного боя комиссар зашёл к Ильюкам и попросил хозяйку приготовить обед. Сам, не раздеваясь, в боевом снаряжении прилёг отдохнуть.
Вскоре в хату вошли командиры, доложили, что вернулась разведка. «Белополяки наступают…», – послышались слова. Комиссар быстро вышел, а с ним и его соратники. А затем стало известно, что он повёл полк в атаку и был смертельно ранен, когда скакал на своём боевом коне. (По свидетельству местных жителей, его убил снайпер, который специально охотился за Стальным Трофимом с крыши быстрицкого костёле – Н.Р.) Боевые товарищи привезли Трофима Яковлевича Евсеева на его коне в деревню Литвяны. Местный житель Нарейко сделал гроб комиссару, и здесь же, в Литвянах, Трофим Яковлевич Евсеев был похоронен».
«...Во время операции на реке Вилия лично произвёл рекогносцировку этой реки у местечка Быстрица и наметил место переправы. Когда началась переправа, противник начал обстреливать наши части. Тов. Евсеев, несмотря на огонь неприятеля, первым бросился в атаку на врага и своим примером увлёк красноармейцев, благодаря чему переправа была обеспечена. Во время этого боя товарищ Евсеев пал смертью храбрых, чем и запечатлел героические подвиги перед Социалистической революцией».
А тем временем на Урале…
Семейная история Евсеевых умалчивает, когда Трофим Яковлевич завёл семью – скорее всего, ещё до ухода на Первую мировую войну. Во всяком случае, когда он ушёл добровольцем в Красную армию, в Нижней Салде оставались его жена Мария и трое детей, младший их которых был младенцем.Когда город заняли колчаковцы, кто-то донёс белякам на семью красного комиссара. Марию Васильевну и грудного ребёнка жестоко убили. А старшие дети, Зина и Володя, каким-то чудом спаслись. Их отправили в детский дом.
Приюты никогда не были благостными учреждениями. А во время войны и разрухи – особенно.
Однополчане Трофима Евсеева после окончания Гражданской войны стали разыскивать семью своего погибшего комиссара. Приехали в Нижнюю Салду, узнали о судьбе жены и младшего ребёнка, нашли детдом, куда отправили старших. Навестили их там – и ужаснулись: дети героя практически умирали от голода и холода, питались полусгнившей свёклой. «За что воевали?» – возмутились однополчане. Семейная легенда гласит, что после этого руководство детдома посадили, а детей забрала тётка Тая, сестра Трофима Яковлевича. По воспоминаниям дочери героя Зинаиды, у родни им тоже жилось не очень сладко, но всё же не так ужасно, как в детдоме.
Дочь Трофима Евсеева Зинаида
Однополчане Евсеева, в частности, его ординарец Орлов, который дослужился до генерала, всю оставшуюся жизнь поддерживали отношения с детьми своего комиссара, а позже – и с его внуками.Володя, став взрослым, остался в Нижней Салде.
Зинаида уехала в Свердловск – кстати сказать, там она жила у ещё одного сослуживца отца по фамилии Богачёв. А в Быстрицкой школе учителя Богачёвы были в числе создателей и хранителей музея памяти её отца. Но я снова забежала вперёд.
Сослуживцы Трофима Евсеева, крайний справа – ординарец Орлов
Зинаида Трофимовна поступила сразу в два института – политехнический и медицинский. Пришлось выбирать – она остановилась на потомственной металлургии. А когда из Днепропетровска в Нижний Тагил приехал Николай Рябоконь, который вскоре стал её мужем, а впоследствии – директором металлургического комбината, династия продолжилась: многие их дети, а затем и внуки посвятили жизнь этому делу.Но не все. Седьмая из девяти детей Рябоконей, Татьяна, уехала на родину отца, в Днепропетровск. А её дочка Светлана вышла замуж за белоруса и переехала в Лиду, забрав с собою мать.
Круг судьбы замкнулся (или сделал очередной виток?): потомки Трофима Евсеева – его внучка, правнучка и трое праправнуков теперь живут невдалеке от тех мест, где покоятся его останки.
Внучки Трофима Евсеева Зинаида и Татьяна
Кстати сказать, где-то в этих краях (по семейному преданию – в небе над Польшей) во время Великой Отечественной войны в воздушном бою погиб родной брат Трофима Яковлевича, командир лётного полка Григорий.
Брат Трофима Евсеева Григорий, полковник авиации
Мы помним. Мы гордимся!
Сердце сжимается от боли и горечи, когда осознаёшь, сколько героев войны, и не только Гражданской, но и Великой Отечественной, и их подвигов до сих пор остаются неизвестными…
Трофим Евсеев
Трофиму Евсееву в этом смысле повезло. Его помнят на родине: в Нижней Салде есть улица его имени и посвящённая ему мемориальная доска, его имя присвоено клубу Нижнесалдинского завода, о нём рассказывают в местном музее.Но память о герое сохранилась не только в родном краю. В 60-е годы островецкие следопыты установили место гибели и захоронения Стального Трофима. Тогдашний секретарь парторганизации быстрицкого колхоза Евгений Кухарчик организовал торжественное перезахоронение останков героя в центре деревни – это произошло в 1966 году. Именем Трофима Евсеева назвали местный колхоз, улицы в Быстрице и Островце, пионерскую дружину Быстрицкой школы, где создали музей имени героя. Школьники долго переписывались с дочерью Трофима Яковлевича Зинаидой, ездили в Нижнюю Салду и принимали у себя уральских гостей.
Быстрица (примерно 1967 год)

Быстрицкая школа. Директор Геннадий Глинский.
Самое главное, что помнят его потомки. Семейные фотографии, документы, предания бережно хранит внучка Трофима Евсеева Зинаида, которая живёт на Урале.
– Когда мои уральские родственники узнали, что я переехала в Беларусь, дали наказ: найти могилу прадеда, – говорит правнучка героя Светлана Юшкевич. – И вскоре мы приехали в Быстрицу…
Праправнук Николай Бухтеев со своей учительницей Натальей Анашкевич написали исследовательскую работу, посвящённую Трофиму Евсееву, и вместе с одноклассниками также побывали в Быстрице и поклонились его могиле.
Спи спокойно, Стальной Трофим: потомки помнят тебя и твой подвиг.
На могиле прапрадеда в Быстрице Николай Бухтеев
Фото из архива родных Трофима Евсеева.