Бывшие заведующие учебно-методическим кабинетом Лариса Кетрис и Наталья Баницевич рассказали о своей работе
12:00 / 05.10.2025
Бразды правления опытный педагог и управленец приняла от Валентины Валерьяновны Ермак. До неё методкабинет возглавляла Ванда Михайловна Войшнарович. А ещё ранее им руководил Чеслав Петрусевич.
– Я не знаю, когда он был основан, но ещё в 1982 году на работу сюда меня приглашал тогдашний заведующий отделом образования Леонид Владимирович Батуро. Но я отказалась – мне нравилось в школе, – улыбается Лариса Леонидовна.
Уговорила опытного завуча поменять работу тогдашний начальник отдела образования Лилия Владимировна Янковская.
– В то время Валентина Валерьяновна ушла на другую работу. Найти кого-то в методкабинет было сложно – зарплата методистов ниже учительской, а пласт работы большой и сложный, – говорит педагог.
– Назначение меня на должность совпало с проверкой управления образования. И честно говоря, тогда мы выглядели не очень по сравнению с другими районами области. Занятия, которые посещали методисты, были среднего уровня, достижения на областных и республиканских олимпиадах почти отсутствовали, не было глубокой работы с одарёнными детьми, – говорит Лариса Леонидовна. – Эти ключевые вопросы заставили задуматься отдел образования и методкабинет, задача которого помогать учителям, о дальнейшей плодотворной деятельности.
Коллектив методкабинета, 2004 год: Людмила Климченя, Лариса Кетрис, Чеслава Синякова, Анна Гродь, Ольга Шиховцова, Таисия Милешко, Светлана Мальдис, Янина Панасюк
Когда Лариса Леонидовна возглавила методкабинет, в нём работало всего 4 человека: опытные методисты Чеслава Францевна Синякова и Людмила Борисовна Климченя, секретарь-машинистка Анна Ивановна Гродь, библиотекарь Таисия Станиславовна Милешко.И небольшой коллектив методкабинета взялся за работу. Цель поставили амбициозную – вывести систему образования на достойный уровень.
– В то время у нас ещё не было современных технических средств. В распоряжении только простая печатная машинка, на которой работала секретарь-машинистка, проекторы и бабины с фильмами, но в школах уже появлялись магнитофоны, которые можно было использовать на занятиях. Но у нас была неплохая библиотека и она пополнялась печатными изданиями – мы выписывали «Народную асвету», «Адукацыю і выхаванне» и множество предметных журналов – это было большое подспорье. Из них мы черпали все новинки, которые появлялись в Беларуси, – рассказывает Лариса Кетрис.
Большую помощь заведующей методкабинетом оказали курсы в Академии последипломного образования в Минске, на которые она попросилась сразу же после назначения. Именно там Лариса Леонидовна и познакомилась с ведущими методистами страны, имеющими огромный опыт в образовании. Среди них – методист по физике Юрий Николаевич Шестаков и курирующая языки Зинаида Николаевна Булахова.
– Попросила их приехать на августовскую конференцию и пригласить других методистов, которые поделились бы опытом с нашими педагогами. И они согласились – в течении первых трёх лет к нам из Академии последипломного образования приезжало на встречи от 10-ти до 12-ти человек. Это, конечно же, оказало благоприятное воздействие на педагогов района, – уверена Лариса Кетрис.
Ещё одно направление, которым серьёзно занялись методисты во главе с Ларисой Леонидовной, подготовка школьников к олимпиадам. Тогда и возникла мысль организовать летний лагерь «Олимпионик». В первый год его открыли на базе Кемелишской школы – сюда собрали 30 детей, которые показывали хорошие знания по предметам. На протяжении 18-ти дней с одарёнными школьниками занимались опытные педагоги. И результаты не заставили себя долго ждать. Первые воспитанники лагеря показали хорошие результаты на республике. К слову, открытый тогда лагерь, работает в районе и сегодня и пользуется популярностью у детей и педагогов. Но островецкие методисты пошли дальше: кроме «Олимпионика» создали школу для одарённых ребят, которая работала на осенних, зимних и весенних каникулах на базе СШ №1.
На августовском педсовете
– В этот период в области и республике в учреждениях образования начали развивать экспериментальную и инновационную деятельность. И мы тоже задумались над тем, в каком направлении наши школы могут себя проявить. Так появилась первая республиканская экспериментальная площадка в Подольской СШ, затем областные в гимназии №1, Гервятской и Ворнянской школах, подключился и детский сад №2, – говорит Лариса Леонидовна.Упор делали на развитие и подготовку педагогических кадров, ведь именно они – основа образования.
– С 2006-2007 учебного года решили привнести новшества в августовские секции и методические объединения учителей. Они проходили по шаблону: доклады, выступления, сообщения – это было скучно, поэтому стали искать новые формы работы. Так появились мастер-классы, которые сначала давали опытные, профессиональные, грамотные, с высшей категорией педагоги, затем подключились и все остальные, – вспоминает заведующий методкабинетом.
И вскоре в район стали прибывать молодые специалисты – их было много: доходило до 50-60-ти человек в год. Методисты понимали, что, несмотря на полученное профильное образование, их надо учить методике проведения занятий, организации воспитательной стороны урока. И в районе появилось 2 школы молодого специалиста – первого и второго года работы. Начинающие учителя посещали занятия опытных педагогов, сдавали зачётные уроки и готовили творческие отчёты о проделанной работе.
Лариса Кетрис с победителями фестиваля молодых специалистов
– А заканчивалось всё фестивалем молодых специалистов, где педагоги давали мастер-классы, выступали на сцене и творчески представляли себя и свою работу. Этот фестиваль у нас потом переняли другие районы, – улыбается заведующий методкабинетом.– И это было настоящее шоу. Оценить выступления молодых специалистов было сложно – все старались и действительно творили, – вступает в разговор Наталья Баницевич. – Именно Лариса Леонидовна расширила штат методкабинета. Как опытный управленец и педагог, она понимала, что 4 человека справиться с таким большим пластом работы не в состоянии.
Кроме упомянутых Людмилы Климчени, Чеславы Синяковой, Анны Гродь, Таисии Милешко, в методкабинете в разные годы работали Ольга Шиховцова, Светлана Мальдис, Янина Панасюк, Евгений Зарецкий, Валентина Трейгис, Анна Виткевич; появилась социально-психологическая служба, в которую вошли Юлия Рожко и Ольга Альфер.
Наталья Баницевич (стоит) и Светлана Мальдис
В 2008-м она передала методкабинет Наталье Баницевич и со спокойной душой перешла на должность методиста, где и проработала до 2017-го.
– Я пришла на место Людмилы Борисовны Климчени методистом по белорусскому языку и литературе и иностранным языкам, – рассказывает Наталья Баницевич.
– Наталья Викентьевна сразу вникла в работу методиста. И за год показала себя очень грамотным и творческим специалистом, ответственным и дисциплинированным человеком. Меня всегда поражали её исполнительность и трудолюбие, – говорит про свою преемницу Лариса Леонидовна.
– У нас действительно получился хороший тандем. У Ларисы Леонидовны был огромный опыт, вся система была отлажена и стабильно работала. К тому же она осталась рядом и я могла обратиться к ней за советом и подсказкой. У неё был авторитет не только в районе, но и в области, её все знали – и мне было легко, я была за плечами, – говорит Наталья Баницевич.
Но Наталья Викентьевна не расслабилась. Выполнив основную работу, по вечерам она засиживалась в методкабинете и изучала нормативно-правовые акты, искала новинки методической работы, чтобы поделиться ими с педагогами и коллегами – ведь вместе они делали одно общее большое дело.
–Наш коллектив был дружный. Мы всегда были «один за всех – и все за одного». Отдел образования и методкабинет – это общий «организм», единое целое. И в этом плане надо отдать должное Лилии Владимировне Янковской, которая правильно расставляла приоритеты. На планёрках отдела образования сидели все: от методистов до специалистов – и задачи нарезали всем по очереди. Мы вместе ездили на комплексные проверки, писали справки и проекты решений совета. Мы были правым плечом отдела образования и никогда не делили обязанности», – вспоминает Наталья Викентьевна.
Наталья Баницевич с администрацией СШ №1
– В разные годы у нас работали разные люди. Методисты менялись – зарплата была невысокой, но мы по-прежнему были одним коллективом. И всегда здесь трудились влюблённые в педагогику люди, которые честно и добросовестно делали свою работу, жили школой и детьми, – продолжает бывший заведующий.Наталья Викентьевна тоже привнесла в работу методкабинета немало новшеств и при этом сохранила и постаралась развить все наработки предшественников.
– Мы курировали работу школ – это было требование управления образования. Учреждения закрепляла начальник отдела образования. Мне достались СШ №1 и Михалишковская – и это тоже было большое направление в нашей деятельности, – вспоминает Наталья Викентьевна. – Время было такое, что всё надо было делать быстро и при этом качественно.
– А ещё я всегда старалась сплотить коллектив. Среди таких мероприятий – организация турслёта. Наравне со всеми школами мы выставляли свою команду – и участвовали во всех соревнованиях и конкурсах. И это было классно! Мы много путешествовали, выезжали в другие районы нашей и других областей не только чтобы посмотреть достопримечательности, но и познакомиться с системой образования и взять на вооружение что-то новое, – продолжает Наталья Баницевич. – В методкабинете я работала недолго, в 2010-м стала заместителем начальника отдела образования. А на моё место пришла Валентина Александровна Трейгис, которая также внесла свою лепту в наше образование, но это уже совсем другая история.
Команда методкабинета на турслёте
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
- В 2004-2005 учебном году в районе работало 13 средних, 8 базовых, 2 базовые школы-сада, 2 начальные, 4 начальные школы–сада; 1 сентября 2004 г. открылась гимназия №1;
- 564 педагога работали в системе образования, из них:
– 426 с высшим образованием (75,5%),
– 111 (19,6%) со средним специальным,
– 18 обучались на заочном отделении;
– 345 учителей (62%) с высшей и 1-й категориями.