Гармония формы и содержания. Исторический путь, который прошла Беларусь
10:00 / 02.08.2025
Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:— Сфера образования — это государствообразующая отрасль. Да, она требует серьезных вложений. И мы вкладываем и будем вкладывать в нее средства. Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны.
На Республиканском педагогическом совете, 27 августа 2024 года.
Максимум внимания
Итак, в новом учебном году в Беларуси будут работать 2627 государственных учреждений общего среднего образования, к учебным занятиям в которых приступят около 1,05 миллиона учащихся. Паспорта готовности учреждений общего среднего образования к началу учебного года должны быть утверждены не позднее 20 августа.— Беларусь — социально ориентированное государство, — подчеркивает политический аналитик Петр Петровский. — У нас около половины расходов бюджета — расходы на социальную сферу.
Образование — ключевая сфера подготовки граждан к полноценной жизни, воспитания гражданина и патриота своей страны. Она формирует мировоззрение, знания, умения и навыки, а также обеспечивает базовые компетенции.
Образование занимает центральное место в социальной сфере. Поэтому, конечно же, Беларусь всегда уделяла и продолжает уделять максимум внимания не только развитию системы образования, но и улучшению ее материально-технической базы.
Мы традиционно открываем новые школы и реконструируем к 1 сентября имеющиеся учебные заведения, демонстрируем системность: проводим школьные базары, формируем учебные пособия и наборы для школьников. Имеются определенные стандарты, которые как раз и обеспечивают учащимся всех уровней надлежащее образование, передачу знаний и навыков. А значит, и соответствующее воспитание. Ведь образование без воспитания невозможно.
От формы — к содержанию
Официальной, закрепленной законодательством нормой с 1 сентября станет посещение уроков в школе в одежде делового стиля. Новшество установлено в новой редакции Кодекса об образовании, который вступит в силу 1 сентября. В этом году, по данным МАРТ, к сезону подготовлено более 250 новых моделей одежды делового стиля, до 120 моделей обуви и до 50 моделей ранцев и рюкзаков. Экипировать школьника, как считают эксперты, можно на сумму от 336 до 1386 рублей. Разбежка — на любой кошелек. Депутат Палаты представителей Национального собрания Галина Беляева, имеющая более чем 20‑летний стаж педагогический работы, отмечает: мнений по поводу школьной одежды за эти годы выслушала немало.— Изучение истории трансформации школьной формы позволило сделать вывод, что этот вид одежды — своего рода отражение состояния, идеологии общества, — подчеркивает она. — Зародившись в качестве одежды гимназистов и лицеистов в царское время, школьная форма была отменена после Октябрьской революции как пережиток прошлого. Но не прошло и несколько лет, как стало понятно: школьная форма — это проявление культуры, элемент единого образовательного пространства. Она позволяла отражать идеи и ценности советского общества, подчеркивала связь школы с государством.
Очередной отказ от школьной формы в нашей истории связан с периодом кризиса и с распадом Советского Союза. Все учащиеся учреждений образования перешли на свободный стиль одежды. В 1990‑е мои сверстники стали самовыражаться в соответствии с кошельком родителей. Показателем успеха были не отметки, а одежда. Теперь же наоборот. Сегодня на эту тему высказался даже искусственный интеллект. Нейросеть считает деловым стилем одежды создание профессионального и респектабельного образа ученика, ведь именно он помогает подчеркнуть уверенность, аккуратность и серьезность подхода к учебе.
Под спрос покупателя подстроились производители и продавцы. Сложился определенный выдержанный образ, соответствующий идеологии государства. И, на мой взгляд, это показатель зрелости нашего общества, признание уважения к школе и закрепление существующей реальности.
Исторический путь, который прошла Беларусь
Отдельно — об учебной программе. Министр образования Андрей Иванец в интервью телеканалу СТВ рассказал о переходе в этом году на завершающий цикл введения новой дисциплины для 11‑го класса — истории Беларуси в контексте всемирной истории. «Фактически это школьная политология», отметил министр, добавив, что предложенный в рамках предмета учебник будет формировать не только и не столько исторические знания, сколько мировоззренческую картину, которая позволит воспитать настоящих патриотов. Многим событиям дана строгая и объективная оценка. Генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин эту новость считает важной:— Учебники являются основой формирования самосознания человека в принципе. Мы можем делать сколько угодно исторических проектов, но поверьте мне как учителю по диплому, который более четверти века отработал в образовании — среднем, высшем, что, как сформировано учителем у школьника историческое самосознание, так оно и будет фундаментом всего.
Учебник истории можно назвать гражданской Библией. Почему? Именно он формирует у человека ответы на вопросы: кто мы, откуда, куда мы идем. Кроме того, за последние пять лет в Беларуси проведена большая работа по исторической политике.
Отрадно, что наши сбежавшие на Запад враги признают ее успешность и разочарованно это констатируют. Мы выстроили линейку преподавания в школе истории и обществоведения — с понятными смыслами, с расстановкой акцентов. Даются объективные оценки, причем с позиции современности. Мы достигли консенсуса по большинству аспектов отечественной истории и можем передавать эти знания новому поколению, чтобы в нашей стране росли ответственные граждане, четко понимающие тот исторический путь, который прошла Беларусь.
Прямая речь
Ольга Дембовская, заместитель начальника отдела образования Островецкого райисполкома:
Несколько лет назад все учреждения образования обследовали на предмет их безопасности. Тогда во многих школах и детских садах выполнили много работ для безопасного нахождения детей. Подобные мониторинги продолжаются и теперь.
Так, проведено обследование технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений Ольховской, Михалишковской, Рымдюнской средних школ, Ольховского и Палушского детских садов, ДЦРР №1, изучается стоимость данных работ для Ворнянской и Гудогайской школ.
В этом году устанавливаем электрозамки с дистанционным местным управлением и автоматической разблокировкой при сработке АПС в СШ №3, электронные турникеты в средних школах №1 и №2. Установлены электромеханические замки в детских садах №1, № 4 и №5. Важное направление – безопасность в кабинетах. Так, в СШ №3 устанавливают электромагнитные клапаны для системы дымоудоления.
Также проводится ремонт пищеблока СШ №2, обновлено технологическое и холодильное оборудование в школах района. Производится частичная замена полов в спортивных залах в СШ №2 и в Подольской школе. Ежегодно обновляется ученическая мебель.
Чтобы дети интересно и весело могли проводить время не только в помещениях, но и на свежем воздухе, обновили игровое надворное оборудование на пришкольных территориях Ворнянской и Кемелишской средних, Воронской начальной школ, Мальского детского сада.
Фото СБ, из архива АП