Главврач, кандидат медицинских наук, депутат: имя Владимира Можейко занесено на районную Доску почёта
10:00 / 15.06.2025
Спорить не буду, Владимир Чеславович, однако скажу, что великие дела под силу тем, у кого есть хороший предводитель, умеющий организовать, сплотить, направить в нужное русло мощную энергию, в которую сливаются дела каждого члена многочисленного коллектива. Об этом и предлагаю вам рассказать…
О выборе пути
– Часто размышляю о том, как человеку не ошибиться, выбирая профессию. Руководители заинтересованы в приходе мотивированных молодых кадров, чтобы они могли реализоваться. Важно понимать, какие ответы на вопросы школьников мы даём при профориентационной работе. Это сложно. Рассказывая о профессии, мы стараемся приукрасить, показать лицевую часть – красивую, беспроблемную, максимально приглаженную. А потом первый же сложный момент – и человек засомневается: на своём ли я месте?Беседуя с будущими студентами, часто слышу: что решат родители, туда и пойду. Да, они зачастую очень сильно влияют на выбор профессии, забывая о том, что она должна нравиться в первую очередь детям.
Отучился, определился и… споткнулся
– Не раз задумывался, почему так произошло. Медалист. Победитель областных олимпиад по биологии (учитывая, что республиканского этапа тогда не было), по результатам которых можно было поступать в любое высшее учебное заведение, кроме медицинского. Но мне было именно туда. Сдать рассчитывал один экзамен. Мои знания далеко выходили за пределы школьных. И я постарался их продемонстрировать. Наверное, не оценили. (Улыбается.)«Четвёрка» (по пятибалльной системе. – Прим. авт.) была полной неожиданностью. Дальше – сложный общий конкурс, к которому оказался не готов психологически. И, как результат, первое место работы – санитар в Ошмянской ЦРБ.
Это был огромный опыт, который помог понять специфику медицинской сферы с начального уровня. И регистратором был. Поэтому когда мне говорят, что что-то сделать невозможно, знаю: это не так.
Было нелегко, но в выбранном пути не разочаровался, не свернул. Наоборот, эта трудность закалила характер и научила идти к поставленной цели.
Хирургия
– Всегда знал, что хирургия – это моё. Когда сказали, что выходцы из Гродненщины не могут попасть на это направление, согласен был ехать на отработку, куда университет направит. Своего добился – и распределился в Могилёвскую область.…У хирургов нет отсыпных. Если говорить о нагрузке, то врачи не являются примером здорового образа жизни. (Смеётся.) Ночные дежурства, стрессовые ситуации… Нельзя уйти домой, если у тебя тяжёлый пациент. Волнуешься, дома прокручиваешь, что сделаешь завтра, как ещё можешь помочь. Вечером звонишь в больницу, интересуешься, как его состояние.
Сложный выбор
– Предложение возглавить районную больницу было сложной дилеммой. И до сих пор душа рвётся к лечебному процессу. Мне ближе хирургия – то, что я делаю сам, за что отвечаю напрямую. Но за мной огромный коллектив – больше тысячи человек, межрегиональный центр. Я понимал, что нужно определяться: совмещать, чтобы практиковать, как прежде, не получится.Любым коллективом руководить сложно. Наш – это специалисты, состоявшиеся в профессии. С ними не работает «построились по росту и пошли колонной». Здесь важно сформировать общую цель, чтобы двигаться в одном направлении, создать хороший микроклимат.
О хороших специалистах
– Считаю, это выражение некорректно применительно к любому – врачу, педагогу, парикмахеру... Каждый специалист в своей работе прикладывает максимум усилий. А вот степень профессионализма напрямую зависит от личных качеств. В медицине учатся всю жизнь.
Сложно и приятно
– С момента открытия стационара повысились и требования наших пациентов. Есть такое понятие как удовлетворённость. Это соответствие действительности построенной в голове картины.Всегда говорю работникам: поставьте себя на место пациента, подумайте, всё ли правильно ему объяснили и рассказали. Не уверены – значит, что-то сделали не так.
Радует, когда коллективная работа оценена по заслугам; когда мы внедряем новые виды операций, новые способы лечения, получаем результат. И всегда приятна обратная связь с пациентами, которые прошли у нас лечение.
Выгорание и движение
– Во всём мире сейчас говорят о синдроме хронической усталости, эмоционального выгорания, который может подкосить любого специалиста. Здесь важен один из моментов, который хорошо работает, – ротация кадров. Она применяется как способ профилактики, а также помогает быстрой подготовке специалистов. В медицине это «передвижение» поликлиника-дежурство-стационар. Мы не можем закрепить специалиста на одном месте – со временем с ним случится это самое выгорание. Он должен двигаться, набираясь опыта и развиваясь.Минутка отдыха
– Лучший отдых для меня – это нагрузка. Чтобы хорошо отдохнуть, нужно физически устать. Для меня это, наверное, привычка: рос в частном доме, где было хозяйство, – помогал родителям, много умел делать своими руками. Для меня отдушина – возможность что-то делать самому. Люблю работать с деревом, дома есть деревообрабатывающий станок. То, что сделано своими руками, ближе и качественнее.Вопрос – ответ
– Как в плотном графике дел руководителя, депутата, а ещё, на минуточку, кандидата медицинских наук найти свободное время на что-то «сверх плана»?– Простой рецепт: меньше себя жалеть. И чётко ставить цель. Потом фрагментировать задачу, что помогает двигаться поэтапно. Хотя здесь нужно разделять работу, например, хирурга и научную деятельность. Случается, очень хороший лечебник не сможет заниматься наукой, теоретик никогда не станет хорошим практиком. Наукой может заниматься тот, кто умеет анализировать.
В нас часто срабатывает принцип: хочешь сделать хорошо – сделай сам. Но надо научиться делегировать полномочия другим людям. Тогда сам сможешь справляться с задачами посерьёзнее. Это и есть одна из сильных сторон руководителя – правильно управлять ресурсами. Когда все работают в одном темпе, результаты значительно лучше, чем когда один перенапрягается, другой прохлаждается.
– Когда на пороге молодой специалист или желающий уйти на заслуженный отдых?..
– Многие сравнивают себя с молодёжью, говоря «а вот мы…», «нам хватало шалаша...». Это неправильно. Молодёжь другая, их подходы к жизни – тоже. Нам нужно учиться их прагматичности. Но главный момент в работе с этой категорией работников – доверительный диалог, чтобы понять, что им нужно, что интересно. К слову, анкетирование и собеседование – это не только для молодых специалистов, но и для всех членов коллектива.
Практически во всех случаях уход на пенсию – инициатива работника, а не нанимателя. Всегда отпускаем с сожалением, потому что это надёжные люди. Предлагаем отдохнуть, подумать и, если появится желание, вернуться.
– Чего сегодня хочется главврачу Островецкой ЦРКБ?
– Если говорить глобально, то у нас ещё есть ресурсы, мы многое можем и планируем. И пусть это прозвучит амбициозно, но задача – сделать наше лечебное учреждение одним из лучших в стране.
Хочется реализовать те направления, по которым мы поэтапно движемся. Работаем с протезированием тазобедренного сустава и активно продвигаемся к протезированию коленного – это новый, более технологичный уровень.
Будем развивать эндоваскулярную службу – это работа не только на сосудах сердца и головного мозга, но и нижних конечностей, почечных сосудах. Мы уже в начале пути.
Хочется, чтобы для островчан стала доступна КТ-коронарография, которую на данный момент делают лишь в ведущих клиниках страны. Это вопрос технический – наши специалисты готовы.
Уделяем внимание развитию новых подходов в реабилитации. Хочется реализовать проект по детскому реабилитационному центру – сделано много, но нужно ещё больше.
Продолжим совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи. Мы не просто ждём, когда закончат реконструкцию здания, но активно готовимся к тому, чтобы наша поликлиника была самой современной, максимально удобной. В работе с сельским населением увеличиваем акцент на передвижные формы обслуживания. С прошлого года функционирует мобильный ФАП, в планах до конца года получить второй такой. Новый автономный пульмоэкспресс позволяет обследовать жителей самых отдалённых точек района без привязки к источнику электроэнергии.
Продолжим информатизацию, переход на электронный документооборот, подключение к централизованной информационной системе здравоохранения, чтобы получать информацию о пациентах, которым оказывали помощь в других медучреждениях страны. Там же будет храниться информация о наших пациентах.
Сделано много, но не всё.