Из профессионального хоккеиста в тренера – о пути в профессию рассказал Александр Ткачук
10:00 / 17.05.2025
- Почему выбрали этот вид спорта и работу тренера?
- Что самое сложное в работе, а что приносит удовлетворение?
- Какими приёмами мотивируете воспитанников к успеху и как помогаете справиться с неудачами?
- Продолжите фразу: тренер – это…
- Чем увлекаетесь в свободное время?
Александр Ткачук, тренер-преподаватель по хоккею с шайбой:
2. Начну с удовлетворения: это развитие, прогресс и достижения воспитанников. А также их благодарность после выпуска. Кто-то продолжает заниматься хоккеем, кто-то нет, но приятно, когда спустя время звонят, рассказывают об успехах и говорят спасибо. А сложности, к сожалению, возникают с родителями. Дети 6-7 лет ещё не осознают, чего хотят, что такое спорт и как достигать результатов. Поэтому нужно, чтобы родители объясняли им и мы – тренер, ребёнок, родители – работали в одной команде. Но зачастую происходит не так, ведь папа или мама лучше знают, что нужно их чаду. Я долго работаю и вижу, как дети меняются. Сейчас большинство взрослых не хотят напрягать ребёнка, чтобы не нанести ему душевную травму, мол, тяжело, он не хочет идти на тренировку. Однако если ребёнок не хочет идти в школу, родители всё равно заставляют его – образование нужно получить. И со спортом так же: ребёнка нужно направлять до определённого этапа, пока он сам не поймёт, нужен ли ему хоккей. Когда лет в 10-11 он придёт и скажет, что не хочет больше заниматься, никаких вопросов – значит, у него другое призвание.
3. Вариантов много, но в первую очередь это психология – к каждому нужен свой подход. Для одного достаточно беседы, на другого нужно и надавить. Да, воспитанников много, но я привык, ведь это моя работа. А когда ребёнок видит, что у него начинает получаться и есть результат – это лучшая мотивация. Главная задача тренера – заинтересовать, привить любовь к спорту. Когда это случается, ребята сами понимают, что нужно делать. Иногда мотивирую личным примером: 33 года я на коньках, занимаюсь одним и тем же делом, но по-прежнему безумно увлечён этой игрой. И то, что везде бывают неудачи и поражения, ребятам также объясняю. Такие моменты позволяют проанализировать ошибки и сделать выводы. Хоккей состоит не только из борьбы на льду, а из всего, что и как мы делаем до этого. Если старания нет, не будет и результата. Тогда так и говорю ребятам: извините, но как работали, так и наиграли.
4. Педагог, родитель, друг, старший товарищ. Из личного опыта скажу, что от него многое зависит, ведь он может и помочь, и срубить под корень. А ещё тренер СДЮШОР – это воспитатель, мы должны привить ребёнку нравственные ценности, чтобы он стал хорошим человеком.
5. Его практически нет, но когда получается – езжу играть. Выступаю в любительской лиге на чемпионате Минска. Хоккей для меня – любовь навсегда.