Кемелишский коллектив “Искорки”: Татьяна Смирнова и её воспитанники

13:00 / 15.03.2025

Детский хореографический коллектив «Искорки» давно отождествляется со знаком качества. Это и не удивительно, ведь каждое выступление этих ребят не просто хорошо отработанный номер, а, по словам, детей, демонстрация результата упорного труда и талантов родной земли. Речь идёт об учениках хореографического отделения Кемелишского филиала Островецкой детской школы искусств с классами в Рытани и Кемелишках, с которыми занимается Татьяна Смирнова.

Главные мотиваторы

– Для нас нет понятия «важное» и «менее важное» мероприятие, сколько собралось на концерт людей – учу детей, что марку надо держать всегда, отработать даже не все 100, а на 200%, ведь это показатель уважения к зрителю, к своему делу. Это качества настоящего профессионала, – говорит педагог.

Татьяна Смирнова

Желаемого результата никогда не добьёшься без дисциплины. Татьяна считает, когда понимают с одного взгляда, жеста – это удобно для всех. Тогда не нужно тратить время (а порой его катастрофически мало), чтобы в сотый раз проговаривать одно и то же. Проследить за порядком номера, самостоятельно переодеться, младших проконтролировать, костюмы сложить, чётко выполнить поставленную задачу – детей к этому нужно приучить. 

– Отлично работают и сравнения: «Ваши ноги, как спагетти отваренные, а мне надо, чтоб они были твёрдые!» – придумываю забавные метафоры, которые заставляют ребят улыбаться, – делится Татьяна. – Вместе посмеёмся, и в нужный момент эти сравнения дети вспоминают.

Таких креативных методов в запасе педагога много. Так, учит смот­реть на себя со стороны – через камеру телефона. Юные танцоры снимают занятия, а потом анализируют: как движения отработали, держали ли спину, не забыли ли про эмоции – говорят, действенно.

Главная сложность, сетует учитель, что наборы на селе небольшие: на данный момент самый многочисленный – 5 воспитанников. И чаще всего, чтобы поучаст­вовать в конкурсе, приходится объединять разные классы, причём и рытанские, и кемелишские. На большой сцене «пару» человек «потеряются», даже если отработают изумительно,  по сравнению с массовыми номерами по 15-20 человек – и это влияет на решение жюри о выступлении.

– Включаю в выступления всех – и тех, кто послабее. Это касается и концертов. Пусть нарабатывают опыт, видят других, оценивают себя – роль найду по силам каждому, – делится руководитель «Искорок». – И стараюсь не перегружать детей, отправляя их везде, где только можно, если готовый номер – это одно, сделать новый нужно время, главное – качество, а не количество.

К слову, о результатах. Первая установка педагога: победа – не главное, дети должны показать себя, посмотреть на других и станцевать на самом лучшем  уровне. А он у «Искорок» высокий – это отмечают зрители, об этом говорят награды областных, республиканских и международных конкурсов. 

– Научить танцевать можно любого ребёнка. С некоторыми приходится очень нелегко, но если человек старается, определённого результата достигнет. Как-то целый год учила воспитанника считать музыку – и он-таки стал её «ловить», даже солистом его ставила потом, – вспоминает учитель и добавляет:

Будущую звёздочку видно сразу: по горящим глазам и усердию. А вот от талантливого лентяя отдачи не будет – рано или поздно сойдёт с дистанции, несмотря на убеждения, доводы, беседы с родителями… Не сразу, но научилась не расстраиваться по этому поводу. Зато поняла другое: остаются действительно целеустремлённые дети, которым важен результат – и он у нас есть. 

К слову, работу Татьяны и успехи её «Искорок» видят и ценят не только зрители и конкурсное жюри – поддерживает их и руководство. Педагог вспоминает, что вначале костюмы для номеров приходилось шить самой, потом родители подключились – с материалами помогали. «Искорки» стали завоёвывать награды, детей заметили, их всё чаще приглашали на выступления – и сектор культуры закупил фабричные костюмы, танцевальную обувь, футболки с названием коллектива, брюки.

– Мне некоторые коллеги из других районов даже завидуют: ого, у тебя сапоги танцевальные для мальчиков есть! А я такая: да-а… – улыбается Татьяна Альбертовна.


Больше, чем хобби

У Анастасии Козловской увлечение танцами переросло в желание сделать хобби профессией:


– В прошлом году закончила школу искусств – 7 лет отзанималась. И поняла: хочу быть хореографом – буду поступать на народное отделение в Молодечненский гимназию-колледж искусств. Уже всё разузнала: надо сдавать народный экзерсис у станка, придумать этюд – в принципе, ничего сложного. Помогает готовиться Татьяна Альбертовна.

Чтобы добиться успеха, нужно много работать и настраиваться на то, что легко не будет. Любой танец – это не только движения, пластика, рисунок, а ещё и соответствующие эмоции – с ними надо тоже учиться работать.

Если говорить о выступлениях, то на островецкой сцене мне выступать легче, потому что её знаю, а на выезде надо хотя бы раз прогнать композицию – так получается не всегда, что усложняет работу, как бы хорошо ни был подготовлен танец.

Мечтаю в будущем попасть в состав известного танцевального коллектива и открыть студию для взрослых. 



Продолжите фразу

Любое дело надо начинать… с работы над собой.

Кто, если не я… сделает то, что мне нужно.

Для родной земли… надо делать всё, что в наших силах. Например, я хочу прославлять её своими успехами. Если достичь определённых высот, можно заявить о своей деревне, стране на весь мир.

Полина Якубцевич занимается у Татьяны Смирновой с детского сада:


– Начинала с эстетической группы – мама предложила: попробуй, должно понравиться. И вот уже 6 лет нравится. (Улыбается.) В танце я выплёскиваю эмоции, это хороший способ получить разрядку или, наоборот, подпитаться энергией.

Хореография только для души, профессию связывать с ней не хочу. Уметь красиво, в такт музыке делать движения, ходить, иметь правильную осанку – вот что здорово!

Наши занятия сродни урокам физкультуры: вначале обязателен разогрев, постепенно даётся нагрузка на все группы мышц и только после работаем над танцем.

Любое, и любимое в том числе, дело требует труда – танцы тоже. Разучить движения несложно, а отточить их, много раз повторяя одно и то же, – надо запастись терпением. Случается, и запсихуешь. А потом соберёшься с духом – и работаешь с удвоенной силой. 

Кстати, мы учимся и с ошибками работать. Например, сбился во время номера – как, не подавая виду, исправиться. И всегда с учителем разбираем выступления, свои и чужие недочёты – это не обидно, просто мы видим и понимаем, где что исправить.


Продолжите фразу

  • Любое дело надо начинать… с самого малого – с азов.
  • Кто, если не я… отработает так, чтобы не подвести коллектив.
  • Для родной земли… если говорить о Кемелишках, то открыла бы здесь красивый уютный центр, где могли собираться для общения и занятий общим хобби. Например, послушать музыку, поиграть в настольные игры. 

Настроение передаётся

Полина Масойть вспоминает, что первый урок по хореографии начался… – со страха:


– Татьяна Альбертовна стала меня «тянуть», проверяя на гибкость. Это было так страшно, думала: а вдруг разорвусь! (Смеётся.) Учитель тогда сказала маме, что толк будет.

Помимо практических уроков, в программе есть теоретические. Например, та же история танца. Это тоже интересно. Если говорить о хореографии, то больше всего люблю классику – это красивые плавные линии.

Пять лет хожу к Татьяне Альбертовне. В этом году буду сдавать выпускной экзамен – по классическому, народному, историко-бытовому и современному  танцам. Поэтому теперь главная цель – не подвести педагога и отработать так, чтобы комиссии понравилось. 

Успехи всегда приносят радость, и лучшая награда, когда получаешь хорошие эмоции. Они подпитывают, заряжают, создают настроение не только тому, кто добился успеха, но, как минимум, его наставнику, родным и близким, друзьям. 


Продолжите фразу
  • Любое дело надо начинать… с хорошего настроения.
  • Кто, если не я… поработает на мой успех.
  • Для родной земли… пользу должен приносить каждый. И для этого не всегда нужны деньги. Например, выйти на субботник и убрать мусор.
Мария Шиманель услышала о хореографическом отделении музыкальной школы от девочек – они часто рассказывали о занятиях:

– Четвёртый год учусь здесь. И уже не раз выступала на конкурсах и концертах. Впервые вышла на сцену в составе «Искорок», когда училась в 3 классе. Тогда очень волновалась, но больше боялась зрителей. В итоге, танцуя номер, не видела ни одного лица. Теперь уже выхожу смело и вижу всех находящихся в зале. (Улыбается.)

Если поначалу прос­то хотела научиться красиво танцевать, то теперь понимаю, что этого мне мало. Нравится выступать на концертах, участвовать в конкурсах и побеждать в них тоже важно – так мы показываем, что труд Татьяны Альбертовны не напрасен, а ещё заявляем о коллективе, нашем филиале, радуем искусством зрителя, а своими успехами – всех тех, кто за нас болеет. 

Люблю смотреть номера в записи – интересна техника исполнения, особенно нравится хип-хоп, балет завораживает, русская «Берёзка» впечатляет – они так кружатся, что кажется, будто ногами пола не касаются.

Продолжите фразу
  • Любое дело надо начинать… с начала, то есть всё делать поэтапно, не перепрыгивая с одного на другое.
  • Кто, если не я… поможет и поддержит, когда это будет нужно.
  • Для родной земли… сказала бы так: о своей Родине надо рассказывать – о её красоте, людях, традициях. Это можно делать через интересные видеосюжеты и фотографии.




Текст: Рита Дремо
Фото: Рита Дремо, из архива из архива Т.Смирновой