Из музейного архива: они пытали, издевались и расстреливали
10:00 / 16.07.2024
Но именно сегодня достоверность и правда о тех событиях как никогда необходимы. Память о них важно сохранить, чтобы защитить наших потомков от повторения ошибок прошлого и от исторических угроз; чтобы они не забывали, какой ценой досталась Победа и жизнь в свободной и суверенной Беларуси.
Мы не должны забывать о войне, необходимо изучать её историю, противодействовать пересмотру её итогов на Западе, включая реабилитацию нацистских преступников и их пособников. И поэтому сотрудники музея проводят архивно-исследовательскую работу по выявлению новых фактов и имён жертв геноцида на территории Островецкого района.
Так, недавно музей получил новые свидетельства и факты, касающиеся периода Великой Отечественной войны. Среди них – списки немецко-фашистских захватчиков, совершивших пытки, издевательства, расстрелы над советскими мирными гражданами; поимённые списки расстрелянных, повешенных, замученных граждан по Михалишскому, Ворнянскому, Рымдюнскому, Швейлянскому сельсоветам; д. Быстрицы и Гервят, с. Загозь (Шульницкий с/С), Рымуням (Байканский с/С) и Таборишкам (Гудогайский с/С), а также Островцу и ст. Гудогай.
Сегодня в нашем архиве есть около 10-ти протоколов допросов свидетелей злодеяний немецко-фашистских захватчиков, датируемых 1945-м годом; поимённые списки советских граждан, угнанных в немецкое рабство из Швейлянского, Михалишского, Шульницкого, Гервятского, Дровяникского, Волейкишского, Великоякентанского сельсоветов, сёл Мали и Байканы.
Со всеми документами можно ознакомиться в Островецком музее, посетив экспозицию «Нельзя забыть». Возможно, кто-то найдёт в списках своих родственников, ставших жертвами геноцида, – и откроются новые факты и свидетельства.
О зверствах и бесчинствах фашистов свидетельствует протокол допроса от 17 марта 1945 года уроженца Ворнян Давида Шмуклера: «Нас собрали, 173 человека, много было, целыми семьями… Всех нас собрали и погнали в Михалишки, где был сборный пункт. Отсюда всех толпой погнали по дороге в Вильно и там стали расстреливать. Какими судьбами мне пришлось уцелеть – я не знаю. Только помню, что многих, особенно детей, зарывали живыми…».
О расстрелах мирных жителей в Островце рассказывает свидетель Кира Котан: «…немцы начали арестовывать всех евреев и всех партийных сельских работников. В октябре 1941 года всех их немцы арестовали, а затем повели расстреливать в разные места, часть была расстреляна за мельницей в лесу возле местечка Островец, а часть в лесу под станцией Гудогай…».
Были в нашем районе и случаи угона мирного населения в немецкое рабство. Архивные данные свидетельствуют, что более 105 уроженцев Островетчины оккупанты вывезли на принудительные работы в Германию.
По словам очевидца тех событий Веры Анимуцкой из д. Мали, «… в сентябре 1943 года гитлеровские бандиты окружили нашу деревню и стали насильственным образом угонять в немецкое рабство 8 человек. А по остальным, кто убегал, открывали огонь из автоматов и пулемётов…».
Об этих преступлениях против нашего народа тяжело даже читать. А что же довелось пережить тому, кто видел это всё своими глазами, кто пережил все ужасы оккупации? Такое и помнить страшно, но и забывать нельзя.
Римма ПОДЛУЖНАЯ, директор Островецкого историко-этнографического музея.