От находки до взрыва: рассказываем о службе специальной сапёрной группы войсковой части 7434

13:00 / 30.03.2024


Чем занимается специальная сапёрная группа, как готовят военнослужащих этого профиля и какие вызовы им чаще всего поступают, – об этом корреспондент «АП» узнал в войсковой части 7434.

– Наша группа занимается обезвреживанием и уничтожением неразорвавшихся боеприпасов: авиационных бомб, артиллерийских снарядов, миномётных и инженерных мин, ручных гранат, а также проверкой сообщений об установке взрывных устройств: «Объект заминирован», «Обнаружен подозрительный предмет». И для этого у нас стоят на вооружении самые лучшие образцы специального оборудования и техники.

Борис Бреус, старший техник-водитель.

Борис Бреус (слева) и Алесь Ващилко

Сапёры

Чтобы стать сапёром, нужно пройти первоначальную подготовку во взрывотехническом центре внутренних войск. Но это не означает, что после учёбы военно­служащего сразу допустят к самостоятельному выполнению работ по разминированию. 

– Вначале нужно будет пройти стажировку, во время которой командир группы оценит способности выполнять боевые задачи, – поясняет Борис Бреус. – И постоянно повышать квалификационный уровень – для этого организуют ежегодные учебно-методические сборы, курсы переподготовки и повышения квалификации, отрабатываем профессиональные навыки и на занятиях в части. 

Если говорить о служебном стаже бойцов группы, то сюда точно не попадёт солдат-срочник, да и тот, кто пришёл на контракт – он должен, как говорится, ещё зарекомендовать себя.

– Ребят по первому контракту у нас нет, – говорит сапёр. – Да и одного желания будет недостаточно – нужно пройти отбор, во время которого оценят морально-деловые качества, работу в коллективе, способнос­ти к обучению и анализу своих действий.

Работают сапёры в команде, но у каждого специалиста строго определённые обязанности. 

– Допустим я как старший техник отвечаю за подготовку группы к выезду – начиная от оформления документов и заканчивая укомплектованностью транспортных средств, – объясняет военнослужащий. – А уже степень участия специалистов зависит от того, какие действия придётся выполнять. Так, если это неразорвавшийся боеприпас, то к работе приступает сразу вся группа; если подозрительный предмет – то вначале обследовать его пойдёт специалист-кинолог со служебной собакой по поиску взрывчатых веществ, а уже потом специалист в соответствующей защитной экипировке.

Чтобы предупредить возможное травмирование во время работы, сапёры надевают специальные костюмы, способные защитить от осколков и действия ударной волны. Подобных костюмов существует несколько видов.

– Каждый рассчитан на определённую степень защиты от поражающих факторов взрыва. Правда, какой конкретно нам понадобится, можем только предполагать, потому везём всё, что есть, а дальше смотрим по ситуации, – рассказывает старший техник-водитель. 

Помощники

Помогают сапёрам работать не только специальные приборы и оборудование, но и животные.Техник-инструктор розыскной собаки Максим Леонович перешёл в группу из кинологической службы. 

Максим Леонович с собакой Даной

 – Уже знал сапёрное дело, когда предложили службу в этом подразделении, – рассказывает техник-инструктор. – И собака перешла вместе со мной. Переучивать четвероногого сослуживца не нужно было: в кинологическом центре внутренних войск животного тренируют на поиск разных взрывчатых веществ и предметов – в зависимости от той задачи, для которой оно предназначено. 

 – Если говорить о породах, то кинолог подбирает животное под себя, – улыбается Максим Леонович. – Я выбор делал между немецкой овчаркой и лабрадором. Ну и контакт с животным, конечно, надо найти – оно должно тебя принять, а ты, в свою очередь, должен научиться его понимать.

 – Например, по поведению собаки, её реакции, я чётко знаю, что она нашла и где: в земле, на поверхности, в каком-то предмете, – поясняет боец. – Мы же выезжаем не только на заявки по обнаружению найденных в земле боеприпасов, но и на сообщения о подозрительных бесхозных вещах. 

Чаще всего это вокзалы, остановки общественного транспорта, другие общественные места, и, к счастью, такими вещами оказываются просто забытые гражданами сумки либо пакеты.
Но, говорят сапёры, такая бдительность людей их радует – лучше лишний раз убедиться в безопаснос­ти, чем допустить непоправимое.

Находки

Сапёрная группа части работает не только на территории Островецкого района, выезжают бойцы и в близлежащие населённые пункты. 

 – Поступает заявка от взаимодействующих структур – и выдвигаемся в путь. К слову, вне зависимости от того, что указано в сообщении (подозрительный пакет или найденный в огороде боеприпас), группа отправится на задание с полным снаряжением, – знакомит с особенностями службы Борис Бреус. – Только прибыв на место, увидим чёткую картину. А случается, что, пока работаем на одном объекте, может поступить заявка на другой. Поэтому под рукой мы должны иметь оборудование для работы в любых условиях и с разными предметами.

 – Чаще всего выезжаем на сообщения о найденных во время земляных работ артиллерийских боеприпасах. Причём разного калибра. Это эхо Великой Оте­чественной войны, – поясняет сапёр. – В основном такие вызовы сезонные: весна-осень, когда вспахивают приусадебные участки. Есть примеры, когда людям попадались опасные «клады» при выкапывании колодцев, строи­тельстве жилых домов, рытье траншей и котлованов.


Артиллерийский снаряд калибра 152 мм.



Артиллерийские снаряды калибра 76 и 120 мм.



Артиллерийский снаряд калибра 76 мм.

Если в нескольких фразах, то алгоритм работы сапёров таков: прибыли по указанному адресу, командир группы оценил состояние «находки», извлекли из котлована или траншеи, произвели осмотр прилегающей территории – мало ли такой предмет здесь не один, максимально аккуратно погрузили в специальный автомобиль или контейнер и поехали обезвреживать на подрывную площадку. А на самом деле за этими казалось бы простыми действиями отточенная слаженность команды и обдуманность каждого движения, ведь от этого зависит жизнь – бойцов и людей, которые могут оказаться рядом. 

Минометная мина калибра 82 мм.



Ручная граната РГД-33

 – Одинаковых случаев не бывает и каждый вызов по-своему уникален – об этом сапёр должен помнить всегда. А ещё в нашей работе важно не терять чувство страха. Это своеобразный инстинкт самосохранения, который не позволит совершить необдуманных дейст­вий, но заставит помнить, что мелочей в данном случае не бывает, как и нет права ошибиться, – говорит старший техник. 



Текст: Рита Дремо
Фото: Рита Дремо