Посмотрели, как работает пункт пропуска «Котловка», и услышали, что говорят литовцы и россияне о возможном закрытии сопредельного литовского ПП
С начала нового года всё упорнее ходят слухи о том, что Литва собирается закрыть ещё два пункта пропуска на литовско-белорусской границе. Речь идёт о сопредельных с нашими «Котловкой» и «Привалкой» пунктах пропуска «Лаворишкес» и «Райгардас».
Литовцы, которые пересекают границу через «Котловку», говорят, что в сопредельный пост доставили для этого всё необходимое: бетонные блоки, «колючку»...Окончательное решение ещё не принято. Хочется думать, хотя надежда умирает с каждым днём, что правительство Литвы одумается и не станет разрывать связь между некогда братскими народами... Хотя надежда умирает с каждым днём.
Выехали на пункт пропуска «Котловка», чтобы услышать, что о закрытии пунктов думают люди, пересекающие границу. Воскресенье, утро… Машин немало, как и желающих попасть в нашу страну по безвизу. Цели самые разные: кто-то едет к родным, кто-то – за дешёвым топливом, некоторые пересекают границу по рабочим вопросам, есть и такие, кто строит в Беларуси жильё...
Интересуемся у тех, кто стоит в очереди, почему едут в Беларусь и слышали ли о ближайшем закрытии литовских пунктов пропуска.
– В основном в Беларусь едем на шоппинг. Топливо у вас дешевле и лекарства тоже. Есть и родственники здесь – двоюродные сёстры живут в Ошмянах, – говорит ещё один литовец. – Введение безвизового режима – хорошая вещь, но наши власти грозят, что закроют границу. Можно будет на «Каменный Лог» поехать, но там платная дорога, а это дополнительные расходы. Остаётся ещё «Шальчининкай» – белорусский «Бенякони», но если все туда подадутся, то тоже очереди будут большие. Для простых литовцев новость о закрытии границ очень болезненна. И сейчас возвращаешься назад, так наши ко всему цепляются, ходят руки в брюки и не работают совсем. Их бесит, что мы едем в Беларусь и оставляем здесь деньги. С нашей стороны надписи разместили – мол, не едьте в Беларусь. Это же смешно! Хорошая гостеприимная страна! Я родился в СССР и приезжаю сюда как на Родину. Отец родом из Беларуси. Визу делал сначала по его свидетельству о рождении. Сейчас есть безвиз. Кто у вас бывает, знает, что здесь хорошо. Хотя меня некоторые коллеги упрекают, мол, едешь к оккупантам. О чём речь? Кто кого оккупировал?
– На данный момент число пересекающих границу как на въезд, так и на выезд, увеличилось. Особенно после закрытия сопредельного с пунктом пропуска «Лоша» литовского «Шумскаса». И с появлением информации о возможном закрытии «Лаворишкес», число прибывающих из Евросоюза в нашу страну тоже возросло. Люди едут по семейно-бытовым и хозяйственным целям. В среднем ежесуточно в «Котловке» пропускают до 1 500 физических лиц. Если считать транспорт, то это до 700 единиц. Проблемы в случае закрытия «Котловки», думаю, возникнут и у водителей большегрузов. Многим придётся менять маршрут. Некоторые считают, что вынуждены будут отказаться от бизнеса.
Теперь перед пунктом пропуска «Котловка» функционирует электронная очередь, которая позволяет грузовым автомобилям без проблем пересечь Государственную границу Республики Беларусь – Основная проблема упиралась в сопредельную сторону, которая не всегда работает так, как хотелось бы пересекающим границу людям. Бывают случаи, когда около 4-5 часов транспортные средства не могут попасть на территорию сопредельного государства, - ответил Андрей Золотарёв, начальник отделения пограничного контроля «Котловка».
Что делать? Такой вопрос не раз задавали себе и наши собеседники. Один из них в профессии уже 25 лет и прекрасно понимает, что с закрытием сопредельного с «Котловкой» литовского пункта пропуска у дальнобойщиков возникнет немало проблем.
– Из Калининграда вожу продукцию ППК или ветчину. Езжу здесь или пересекаю границу Латвии с Литвой. Со стороны Евросоюза бывают проблемы – они то работают, то не работают. Всё зависит от смены. Сегодня, например, работали неплохо – быстро проехали, – говорит дальнобойщик. – Если закроют этот пункт пропуска, будет беда, причём глобальная: продукция перестанет поступать, логистика закроется. Для грузоперевозок это большой удар. С каждым годом со странами Евросоюза всё хуже становится, уже и не знаешь, чего от них ожидать. Раньше делали три рейса, теперь за такое же время – один.
Ещё один водитель большегруза, россиянин, уверен, что основная цель закрытия пунктов пропуска с литовской стороны – блокировка Калининграда:
– В Беларусь приезжаю по работе. Если здесь границу закроют, поедем на «Мядининкай» – «Каменный Лог». Там и так очереди огромные, придётся стоять неделями. Это уже не работа, а непонятно что будет. И второе: сухопутное снабжение Калининградской области полностью будет блокировано. Вожу различные грузы как ИП, лишусь работы, которой и так мало. Теперь до Москвы туда и обратно получается больше недели – литовская сторона тормозит. Например, в «Кибартай» проходил таможню (то есть меня оформляли) 7 часов. А если взять сто машин, то насколько растянется время ожидания?
Пересекающий границу Ярослав – гражданин Литвы, но любит Беларусь всем сердцем. Да и как её не любить, если здесь родились его бабушка и мать!
– По наследству в Гервятах мне остался участок. Сейчас восстанавливаю там дом. Соответственно, часто приезжаю на родину предков. Мне не хватало положенных по безвизу 90 дней, пришлось визу оформить, – говорит мужчина. – К сожалению, слышал, что Литва хочет закрыть границу в одностороннем порядке. Очень плохо. Много знакомых, друзей, родственников едет в Беларусь – всем нравится! Для меня будет большой удар, если границу закроют: у меня бизнес, своя компания – возим продукты питания. Придётся на «Каменный Лог» – а там, чтобы вернуться в Литву, приходится стоять до 2 недель. У нас говорят, что всё это делается ради безопасности, но в этом не вижу никакого смысла. Просто маразм какой-то!
Остаётся только ждать. Ведь в голову литовским политикам не влезешь, да и решения за них не примешь. Однозначно одно: простые литовцы, как и белорусы, хотят дружить. Только кто их слышит? Точно не литовское правительство! В прошлом году оно закрыло два международных пункта пропуска с Беларусью по причине якобы отсутствия там специальных досмотровых комплексов, чтобы пресекать контрабанду. Позже свои действия мотивировали угрозой национальной безопасности Литвы. Как-то не по-добрососедски всё получается…