Свою историю борьбы с онкологией рассказывает Светлана Шатровская

11:00 / 04.02.2024


О своей истории борьбы с раком рассказывает заместитель директора Центра творчества детей и молодёжи Светлана Шатровская.

«Нажала кнопку deletе»

– Практически вся моя жизнь прошла на Островетчине. Родилась и первые семь лет прожила в замечательном живописном месте – на хуторе Сорочье. Он навсегда остался для меня отдушиной и местом силы. Даже когда родители переехали в Михалишки, я бегала туда-сюда, к бабушке и обратно. Теперь у меня там дача и я мечтаю когда-нибудь сделать хорошую агроусадьбу.

Дальше всё как у всех: училась, работала, замуж вышла, детей рожала… После школы закончила Гродненский педагогический колледж, вернулась в Ворнянскую школу учителем музыки. Потом – декрет, Михалишковская школа, музыкальный руководитель в Ольховском детском саду, библиотекарь в Михалишках…

Когда детей стало трое и мы получили статус многодетной семьи, благодаря льготному кредиту построили квартиру в Островце. Я работала сначала в культуре, а когда практически под окнами моего дома открыли детский сад №3, пошла туда музыкальным руководителем. И поступила в университет культуры – решила, что надо получать высшее образование. Хоть возраст уже был совсем не юный и после школы прошло немало лет, сдавала тесты вместе с выпускниками. Комплексовала: специально записалась на ЦТ не в Молодечно, хоть это и ближе, а в Минске. Сдала, поступила…

Муж был категорически про­тив, считал, что и средне­спе­циаль­ного образования для женщины более чем достаточно, главное, чтобы деньги платили. Он вообще не одобрял мою публичность, участие в разных мероприятиях. А для меня это больше, чем работа, – это как воздух!

Словом, мы расстались… У него теперь другая семья. Но с детьми отец по-прежнему общается, принимает участие в их воспитании. А я наши отношения просто удалила из памяти – знаете, как в компьютере: нажала кнопку deletе. Даже интересно: столько прожили, а ничего не помню: ни хорошего, ни плохого. Белый лист…

«Никакая это не киста…»

В прошлом году в феврале я была в Минске на сессии. И, когда мылась в душе, нащупала в груди шарик. Меня словно кипятком окатило! Вышла – и сразу в интернет: что это может быть?

Назавтра на занятиях с подругой поделилась. Та посоветовала: сходи на УЗИ, может, ничего страшного, обыкновенная кис­та, так бывает…

Я вообще-то следила за своим здоровьем, регулярно проходила обследования. Но грудь меня никогда не беспокоила. И кто бы мог подумать, что именно она окажется «слабым звеном»?

Записалась на УЗИ в один из медцентров Минска. И по глазам врача, который делал исследование, сразу поняла: никакая это не киста…

И закрутилось, понеслось… Врач отправил к маммологу. Тот даже без биопсии сказал: опухоль злокачественная. Теперь главное – не упустить время…

Всю дорогу от Минска, где услышала эту новость, и до Островца, я проплакала. Но потом сказала себе: всё, хватит! Больше плакать я не стану! Я буду бороться! Сразу же поехала в Гродно. Там сделали биопсию – всё подтвердилось. На ближайшую возможную дату назначили операцию – я так просила.

Прооперировали меня 19 ап­реля. После операции отошла на удивление быстро. Не раз убеждалась: настрой, положительные эмоции очень помогают не только в эмоциональном плане, но и в физическом. Даже заживление послеоперационных рубцов у позитивных людей проходит быстрее, я вам честно говорю! 

Когда поступила в больницу, со мной в палате лежало две женщины. И такие они были подавленные, что я поначалу даже хотела в другую палату проситься. А потом решила: нет, слёзы лить мы не будем! Стали общаться. Весна, хорошая погода – гуляли, когда могли. Истории разные рассказывали, хохотали до упаду! Когда расставались, одна из них сказала: «Спасибо, Света, что помогла мне пересмотреть всё!»

«Мои шикарные волосы остались со мной»

– Ну а потом 6 «химий», 16 лучевых… Сложно было? Ну конечно… Едешь в Гродно 4 часа на маршрутке, откапываешься: белая «химия», красная «химия» – кто в теме, тот знает, о чём я. Да ещё сидя на табуреточке, потому что кроватей на всех не хватает. А потом обратная дорога 4 часа… И хорошо ещё, если на первую маршрутку успеваешь, а когда нужно ждать часа 2-3, то домой возвращаешься тряпочкой и желание одно: упасть и не шевелиться…

Но когда ты смотришь на эту капельницу не как на отраву, которая тебя убивает, а воспринимаешь её как лекарство, которое помогает тебе выздороветь, – даже «химия» намного легче переносится! Меня, например, ни разу не тошнило, всегда были в норме анализы – я считаю, что только из-за позитивного настроя.

Бывает, сидишь в очереди, а рядом с тобой ждут назначения человек 50. И сразу видно, кто из них выкарабкается, а кто уже не жилец… По глазам. Я там как-то встретилась с женщиной моего возраста, с таким же диагнозом, степенью и типом опухоли. Она никак понять не могла: почему я не плачу, почему мне всё так легко и радостно, а ей так тяжело, больно, страшно… Кстати сказать, больше я ту женщину не встречала… 

Я даже волосы не потеряла! Начитавшись в интернете страхов о последствиях химиотерапии, я за те деньги, что собрали на моё лечение коллеги, купила красивый парик. Но мои длинные шикарные волосы остались со мной! Да, они посыпались, стали редкими – но они есть! Это так важно для женщины… А парик пусть лежит – надеюсь, он мне никогда не понадобится. Разве что на какие-нибудь мероприятия в центре творчест­ва.

Меня многие поддерживали: мама, сёстры, дети… Но больше всего – подружки, Юля Стефа­нович и Оля Володько. Они были со мной всегда! Мой дом рядом с нашим местом работы. И я их буквально заставляла каждый день приходить ко мне на обед! Девчонки поначалу стеснялись, говорили: тебе и так тяжело. Но я настаивала, объясняла, насколько это важно для меня: не лежать в постели и не жалеть себя, а независимо от того, как себя чувствуешь, утром подниматься, приводить себя в порядок, убираться в квартире, готовить обед… А потом встретиться с коллегами, поболтать о жизни, а не о болезни… Мы называли мою квартиру «Ресторан «Поплавок», он действовал все три месяца, пока я была на больничном.

И учёбу я не бросила: выполняла контрольные, курсовые, даже однокурсникам помогала.  

На второй день после очередной «химии» пошла на праздник города в колонне центра. Те, кто не знал о моей болезни, но являются моими подписчиками в соцсетях, никогда бы не сказали, что у Светы какие-то проб­лемы…

«Болезнь заставила кардинально поменять своё мышление»

– Не подумайте, что хвастаюсь, рассказывая это. Чем уж тут хвастаться... 

Но и скрывать свою болезнь, как некоторые, не собираюсь. Вообще ничего не скрываю. Хватит! Я долго всё носила в себе, пыталась изображать идеальную семью, которая совсем не была такой. И слишком поздно поняла, что наша болезнь – это не экология, не неправильное питание, как считают многие, а наши законсервированные, невысказанные эмоции и обиды, которые мы прячем внутри. Рак – это наш внутренний мир, который однажды дал трещину.

Болезнь кардинально, на 180 градусов, изменила моё мышление. Не скажу, что я раньше была депрессивной, а теперь вот р-раз – и стала резко позитивной. Нет, я по жизни оптимистка. Но болезнь научила меня радоваться всему, каждому мгновению! Вот стою на остановке: дождь, снег, слякоть… Люди ворчат, костерят погоду, жалуются на жизнь. А я думаю: Господи, спасибо тебе, что я живая, что могу стоять под этим дождём и чувствовать его прохладу…

И даже если случаются какие-то неприятности – без них же не бывает, заставляю себя несколько раз глубоко вдохнуть, посчитать до десяти – и улыбнуться. Вспомнить, что всё это, по большому счёту, – мелочи, о которых завтра ты и не вспомнишь. И уж точно они не стоят нашего здоровья!

Когда мне во время болезни звонили, навещали друзья, прия­тели, коллеги, родственники, просто хорошие люди, то часто, стремясь поддержать меня, говорили: «Света, ты должна жить ради детей!» 

А я не согласна! Дети – это, конечно, очень важная часть моей жизни. Старшая уже студентка – кстати сказать, учится, как и я, в университете культуры. Сын в этом году заканчивает школу. Младшей дочке 13 лет. Конечно, я их люблю и всё для них сделаю. 

Но жить я буду ради себя! У меня много планов на жизнь. Хочу поступить в магистратуру. И, как уже говорила, мечтаю создать агроусадьбу. И, бог даст, выйду замуж.

Жизнь прекрасна и удивительна! И надо ценить каждый её миг!


«Рак молочной железы занимает первое место в республике среди всех онкопатологий женского населения. Причём высокие цифры заболеваемости этой патологией демонстрируют все развитые страны. Позитивным является то, что она характеризуется успешностью лечения. Однако результат сильно зависит от диагностики, выявляемости опухоли. Понятно, что при начальных стадиях результат лечения будет лучше».

Заведующий лабораторией реконструктивно-восстановительной 
хирургии и онкомаммологии РНПЦ онкологии и медицинской 
радиологии имени Н.Н. Александрова, кандидат медицинских наук, 
доцент Антон Хоров.

Текст: Нина Рыбик
Фото: из интернета и архива героини