Кто создаёт коллапс на белорусско-литовской границе

11:32 / 04.12.2023


Практически ежедневно Госпогранкомитет публикует сводки о пересечении границы с Евросоюзом легковыми и грузовыми транспортными средствами. По статистике самым загруженным остаётся литовское направление. Так, на 30 ноября в очереди в сторону ЕС было более 1 300 большегрузов. И при этом литовские контрольные службы не спешат работать: пропускают на свою территорию около 30% грузовиков. Почему так происходит, узнали, побывав в международном пункте пропуска «Котловка». А заодно посмотрели, как работают белорусские пограничники, поинтересовались у стоящих в очередях, что они думают о сложившейся ситуации.

Накануне по Островетчине прошёл циклон, принёсший снегопад и усиление ветра; до минус 10 опустилась и температура воздуха. Выходить на улицу из тёплого салона прогретого автомобиля совсем не хочется, но приходится. И сразу же возникает мысль: как же нелегко в такую погоду приходится водителям большегрузов, вынужденным сутками простаивать у пунктов пропуска.

-- Международный пункт пропуска «Котловка» функционирует круглосуточно. Пересекать Государственную границу здесь могут грузовые и легковые транспортные средства, автобусы, -- вводит в курс дел заместитель начальника отделения пограничного контроля по идеологической работе Кирилл Бояров. – У нас осуществляют все виды контроля: таможенный, пограничный, автомобильный, санитарно-карантинный, фито-санитарный. Суточная пропускная способность: 635 транспортных средств, 2 500 человек, 15 автобусов. На данный момент мы справляемся с очередями -- на это хватает и сил, и средств.

Проблема вырисовывается сразу, как только взгляду открывается линия Государственной границы – она заполнена большегрузами, легковыми автомобилями и даже автобусами, которые, по сути, должны быть привязаны к расписанию. Причина проста: литовская сторона несколько месяцев назад расторгла в одностороннем порядке договор о пропуске транспортных средств. И страдают от этого не литовские контрольные службы, а обычные пересекающие границу люди.

Денис Кузьменко год как служит в органах пограничной службы. И до этого тоже работал на границе: открывал электронные очереди в «Каменном Логе» и «Беняконях». Военнослужащий хорошо понимает настроение тех, кто вынужден стоять в очереди.


-- За последний час в сторону Литвы выехало около 12 легковых и 3 грузовых транспортных средств – это ещё хорошо. Были дни, когда очередь вовсе не двигалась, -- говорит Денис. – И наши пограничники, и пересекающие границу отмечают, что литовские контрольные службы работают неудовлетворительно -- не выполняют свои нормы. Например, последняя машина стояла с 10 вечера вчерашнего дня – понятно, все злятся.

Хотя люди ещё в зоне ожидания понимают, что что-то не так не у белорусов, а в сопредельном государстве. А заезжая в белорусский пункт пропуска, видят, что очередь создают именно литовцы.

Водитель большегруза Вадим на границе уже пятые сутки. Говорит, что к трудностям работы дальнобойщика привык – за рулём 15 лет. Но последнее время творится что-то невероятное.


-- Родился в Беларуси, живу в Литве. Ну что сказать, литовцы совсем не работают. К белорусской стороне претензий нет: заехал – оформился – уехал. А на литовской постоянно какие-то проблемы: то рентген не работает, то программы виснут – так и тянется время. Думаю, что всё это политические игры. Да и дороги на литовской стороне не чистят специально -- кто-то буксует. И всем это на руку.

Отмечает мужчина и ещё один момент: ему, как и многим дальнобойщикам, было удобно ездить через пункт пропуска «Видзы». В августе его закрыли – у водителей появились проблемы с пересечением границы и ещё более длительным стоянием в очередях.

-- Когда закрылся пункт пропуска «Лоша», увеличился поток легковых транспортных средств и физических лиц, пересекающих границу. Когда закрыли «Видзы» -- там пересекали Госграницу легковые и грузовые автомобили – людям тоже пришлось искать альтернативные пути следования. Одним из таких в Сморгонской пограничной группе является пункт пропуска «Котловка», вторым – «Каменный Лог», рассказывает Кирилл Бояров. – Мы стараемся сделать всё от нас зависящее, чтобы оформление проходило как можно быстрее.

Закончился сезон отпусков, началась зима -- желающих выезжать за границу стало меньше. Но из-за того, что сопредельное государство расторгло договор, за последние сутки на территорию Литвы выехало около 80 грузовых транспортных средств и практически столько же легковых. От холода и мороза страдают в первую очередь люди, вынужденные проводить в машинах десятки часов.

-- 13 часов в очереди. Ездила много раз, но так долго никогда не стояла, -- рассказывает белоруска Мария. -- На нашей границе всё хорошо: много окошек, пограничники работают, машины быстро проезжают – где-то слышала, что норма 5-10 машин в час, но оформляют больше. В чатах читала, что на литовской границе работает только одна полоса – и всё идёт очень медленно. Сколько ещё простоим -- не знаю, да и думать об этом не хочется. На улице очень холодно – похоже, у литовцев нет человечности. Как можно держать людей в такой мороз в машинах?


Остаётся уповать только на милость погоды и надеяться на то, что литовские пограничники изменят своё отношение к работе.

Выезжая из пункта пропуска на дорогу, лавируя между машинами, стоящими в два-три ряда вдоль придорожной полосы, обратили внимание на мужчину с лопатой – оказалось, он бежал «откапывать» большегруз своего коллеги, которого могло стянуть или в ров, или на стоящий рядом легковой автомобиль.


-- Ребята, простите, спешу… Как бы я прокомментировал то, что творится на литовской границе? – повторяет наш вопрос мужчина. -- Стоим с субботы (25 ноября. – Прим. авт.). Сейчас информация от коллег из Калининграда поступила, что литовцы будут пропускать в час 2 машины. Слов нет, это беспредел. Искусственно создаётся коллапс, страдают люди.

Андрей, так звали мужчину, россиянин, его дед родился и жил в Беларуси. А бежал он к буксующей фуре – к слову, с литовскими номерами. Вот оно водительское братство: помочь коллегам в трудной ситуации. Похоже литовские контрольные службы про такое даже и не слышали…



Текст:
Фото: Елена Ярошевич и Ярослава Ладейщикова