О слабых местах в охране труда поговорили с Людмилой Мартыновой
14:40 / 01.08.2023
Островецкий район посетила рейдовая группа технических инспекторов охраны труда областного объединения профсоюзов.
Расспросили одного из её участников – главного технического инспектора труда Гродненской областной организации Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма Людмилу Мартынову о работе группы и наиболее частых недоработках в сфере охраны труда.
– Как часто рейдовые группы мониторят организации сферы культуры, информации, спорта и туризма?
– Выезжаем ежемесячно по утверждённому в начале года Федерацией профсозов плану. В плане – все районы области.
Рейдовая группа работает, чтобы помочь увидеть проблемы в вопросах охраны труда и в целях профилактики производственного травматизма.
– С какими основными проблемами охраны труда сталкивается наниматель в организациях сферы культуры?
– Основная проблема – нет специалистов, которые бы конкретно занимались охраной труда. Как правило, в организациях это направление ведёт или сам наниматель, у которого и так очень много вопросов, или человек, который не имеет соответствующего образования.
И ему надо разобраться, понять, что правильно, что нет, и вести делопроизводство по охране труда в полном объёме. Несмотря на то что штат некоторых наших учреждений 15-18 человек, требования охраны труда такие же, как и к большому предприятию. Это тяжело, если никто не помогает. Моя задача – оказать руководителю организации, его специалисту методическую и практическую помощь.
– А какое направление самое сложное в охране труда?
– На мой взгляд, если во всём разобраться, то сложностей не будет. А если говорить о слабых местах наших сфер – это обеспеченность спецодеждой.
Во-первых, её должны выдавать согласно нормам законодательства. Во-вторых, надо обращать внимание на то, чтобы она действительно обладала защитными свойствами, подтверждёнными сертификатами соответствия. Во время работы в рейдовой группе мы помогаем и общественным инспекторам: смотрим, что они делают, как организуют работу по общественному контролю, – и даём рекомендации, учим в случае необходимости, как проводить общественный контроль.
– К слову, что делать со спецодеждой, если срок носки её ещё не вышел, а работник увольняется?
– Спецодежда – это собственность субъекта хозяйствования и подлежит возврату при увольнении работника до окончания сроков носки. Наниматель организует должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты.
Спецодежда – это собственность организации и должна эксплуатироваться только во время работы и на территории организации.
На практике наниматели часто производят удержания из заработной платы работников остаточной стоимости средств индивидуальной защиты при их увольнении.
Ранее наниматель мог удерживать стоимость реализуемых работнику СИЗ из выплат, причитающихся при увольнении. Постановлением Минтруда и соцзащиты от 27.06.2019 N30 из Инструкции данная норма исключена.
Таким образом, в настоящее время наниматель не вправе удерживать стоимость СИЗ из зарплаты и из выплат, причитающихся при увольнении, поскольку законодательством не предусмотрен такой случай. Погашение задолженности работника за переданные ему товарно-материальные ценности, включая СИЗ, к таким случаям не относится (ст. 107 Трудового кодекса).