О слабых местах в охране труда поговорили с Людмилой Мартыновой

14:40 / 01.08.2023

IMG_9826.jpg

Островецкий район посетила рейдовая группа технических инспекторов охраны труда областного объединения профсоюзов. 
Расспросили одного из её участников – главного технического инспектора труда Гродненской областной организации Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма Людмилу Мартынову о работе группы и наиболее частых недоработках в сфере охраны труда.
– Как часто рейдовые группы мониторят организации сферы культуры, информации, спорта и туризма?
– Выезжаем ежемесячно по утверждённому в начале года Федерацией профсозов плану. В плане – все районы области.
Рейдовая группа работает, чтобы помочь увидеть проблемы в вопросах охраны труда и в целях профилактики производственного травматизма.
– С какими основными проблемами охраны труда сталкивается наниматель в организациях сферы культуры?
– Основная проблема – нет специалистов, которые бы конк­ретно занимались охраной труда. Как правило, в организациях это направление ведёт или сам наниматель, у которого и так очень много вопросов, или человек, который не имеет соответствующего образования.
И ему надо разобраться, понять, что правильно, что нет, и вести делопроизводство по охране труда в полном объёме. Несмотря на то что штат некоторых наших учреждений 15-18 человек, требования охраны труда такие же, как и к большому предприятию. Это тяжело, если никто не помогает. Моя задача – оказать руководителю организации, его специалисту методическую и практическую помощь.
– А какое направление самое сложное в охране труда?
– На мой взгляд, если во всём разобраться, то сложностей не будет. А если говорить о слабых местах наших сфер – это обеспеченность спецодеждой.
Во-первых, её должны выдавать согласно нормам законодательства. Во-вторых, надо обращать внимание на то, чтобы она действительно обладала защитными свойствами, подтверждёнными сертификатами соответствия. Во время работы в рейдовой группе мы помогаем и общественным инспекторам: смотрим, что они делают, как организуют работу по общест­венному контролю, – и даём рекомендации, учим в случае необходимости, как проводить общественный контроль.
– К слову, что делать со спецодеждой, если срок носки её ещё не вышел, а работник увольняется?
– Спецодежда – это собственность субъекта хозяйствования и подлежит возврату при увольнении работника до окончания сроков носки. Наниматель организует должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты. 
Спецодежда – это собственность организации и должна эксплуатироваться только во время работы и на территории организации.
На практике наниматели час­то производят удержания из заработной платы работников остаточной стоимости средств индивидуальной защиты при их увольнении.
Ранее наниматель мог удерживать стоимость реализуемых работнику СИЗ из выплат, причитающихся при увольнении. Постановлением Минтруда и соцзащиты от 27.06.2019 N30 из Инструкции данная норма исключена.
Таким образом, в настоящее время наниматель не вправе удерживать стоимость СИЗ из зарплаты и из выплат, причитающихся при увольнении, поскольку законодательством не предусмотрен такой случай. Погашение задолженности работника за переданные ему товарно-материальные ценности, включая СИЗ, к таким случаям не относится (ст. 107 Трудового кодекса). 

Текст:
Фото: Светлана Фёдорова