Время требует результата
10:10 / 24.06.2023
Вопрос, который Глава государства назвал наиважнейшим: в конце прошлой недели во Дворце Независимости в широком составе — от губернаторов и министров обсуждали тему совершенствования работы с кадрами. Какие есть недостатки, в каком направлении двигаться дальше… Говорили о системе согласования кадровых перемещений, коснулись проблемы пересаживания нерадивых руководителей из одного кресла в другое. Затронули ситуацию на рынке труда, закрепления и мотивации специалистов. Акцент — на эффективности. В нынешнее время по‑другому никак.
Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Если бы вы у меня спросили, удовлетворен ли я работой, удовлетворен ли я выстроенной системой функционирования кадров, сразу скажу: нет… Отдельные руководители местной власти не понимают всей глубины вопроса и бездействуют. А на вертикали власти лежит ответственность за кадровую работу в стране! При таком отношении наши даже самые амбициозные экономические планы останутся на бумаге, чего допустить, конечно же, я не могу. Главное в оценке кадров — результат. И по этому критерию будем оценивать все кадры.
На совещании по вопросам совершенствования работы с кадрами, 16 июня 2023 года.
Решать вопросы быстро и эффективноИтак, в Беларуси актуализируют систему работы с кадрами. Выстроена она на всех уровнях достаточно хорошо, однако отдельные аспекты все‑таки требуют совершенствования. Об этом журналистам по итогам совещания у Александра Лукашенко рассказал Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, комментируя соответствующую политику государства, делает акцент: время сейчас действительно требует результата.
Нам белорусский народ не простит, если мы поставим на те или иные управленческие должности кадры, которые не смогут быстро решать вопросы, а станут их затягивать, не будут готовы брать ответственность на себя, мало того, окажутся нечисты на руку и будут ориентироваться не на общественный результат и на работу для народа, а на свой личный карман, — отмечает аналитик БИСИ. — Управленец должен уметь решать проблемы. В рамках предприятия повышать его эффективность, наращивать объемы производства, экспорта, торговли. Если это руководитель из местных органов власти, значит, он должен изыскивать денежные средства для улучшения инфраструктуры, среды, в которой находится вверенный ему объект, решать проблемы граждан. Это требует иного образа или формата управленца. Тот управленец, который был до 2020 года, уже не будет эффективен. Не можешь решать проблемы, работать с вверенным тебе коллективом — нужно пойти в простые специалисты немного поучиться. И самый важный аспект: нельзя управленцу добиться результата, если ты не умеешь работать с населением и подчиненными. Особое внимание к гражданам и коллективу.
Пример перед глазами
Вопрос совершенствования кадровой политики для страны не новый. Глава государства в том или ином аспекте его поднимает постоянно. Олег Дьяченко, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларуси по образованию, науке, культуре и социальному развитию, ректор Академии последипломного образования, в частности напоминает: 10 июня прошлого года на республиканском семинаре‑совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне» тема укрепления кадрового потенциала также находилась в фокусе внимания Президента. Кроме того, принято достаточно нормативных правовых документов, регламентирующих эту сферу деятельности.
— Давно определены и основные принципы в работе с кадрами: государственность, профессионализм, добросовестность и, главное, результативность. В плане улучшения работы с кадровым резервом неплохо было бы еще раз глубоко и всесторонне проанализировать советский опыт, когда управленцев в прямом смысле слова «выращивали» со школьной скамьи, отбирали на каждом этапе профессиональной социализации и обогащали специальными знаниями социальной инженерии. И, что немаловажно, применяли различные механизмы закрепления таких людей в системе, стимулировали морально и материально их труд. У них была уверенность в завтрашнем дне, в своей профессиональной востребованности.
Сегодня важно сочетать лучшие советские традиции выявления, обучения и закрепления кадров с современными управленческими технологиями. В центре внимания — изначально правильный отбор кандидатов на эту работу (честных, инициативных, справедливых), а также готовность отвечать за принятые решения.
О том, как работали с кадрами в Советском Союзе, депутат Палаты представителей Национального собрания Игорь Хлобукин вспоминает на конкретных примерах.
Есть чем гордиться
На совещании у Главы государства также обсудили вопрос создания новых рабочих мест и условий для закрепления кадров. Особенно из числа молодых специалистов. Не секрет, что руководитель, который уделяет этому вопросу пристальное внимание, поддерживает людей финансово и жильем, развивает инфраструктуру населенных пунктов, добрым словом и делом помогает специалистам, никогда недостатка в хороших кадрах не имеет. В любом случае в плане обеспеченности рабочими местами государство уже априори может дать выпускникам стопроцентную гарантию. Первый секретарь ЦК БРСМ Александр Лукьянов обращает внимание:
Я хочу обратить внимание и на ответственность нанимателей, подписывающих договор со своими потенциальными будущими специалистами, которые будут получать образование. Эти ребята должны вернуться и отработать вложенные государством ресурсы для того, чтобы стать профессионалами. У молодежи должно быть осознание этого процесса. За каждого будет жесточайший спрос. Направил человека на бюджетное место на целевую подготовку — забери и трудоустрой как положено. И не должно быть иллюзий у ребят, которые получат образование на льготных условиях.
Ректор Белорусской государственной сельскохозяйственной академии Виталий Великанов перечисляет, как именно можно закрепить молодежь на селе:
В Беларуси заботы по трудоустройству молодых специалистов взяло на себя государство.