Советы психолога родителям: станьте ребёнку добрым другом
Совсем недавно новостные ленты заполонили статьи, посвящённые сообществу «Редан». И если сразу оно возникло как объединение фанатов аниме, то сейчас его деятельность вызывает много вопросов и опасений, а потому стоит принять меры, чтобы оградить некритичные умы подростков от влияния этой субкультуры.
Чтобы говорить о возможных действиях, следует учесть ключевые моменты: основной контингент подобных группировок – подростки, которым свойственны стремление к самостоятельности, обесценивание авторитета взрослых и потребность быть принятыми сверстниками.
Эти особенности позволяют выделить группу риска – авторитарный или попустительский стиль воспитания (ребёнка либо полностью контролируют, либо он пущен на самотёк) и «белые вороны» (если я не принят социальной группой, мне всегда рады в асоциальных).
Родитель должен быть мудрым другом, который поддержит в трудную минуту и посочувствует, когда ребёнок совершил ошибку. Построить здоровые, доверительные отношения можно только в том случае, если общение происходит на равных, а ребёнка признают полноценной личностью, имеющей свои мнение и потребности. Тогда можно в обычной беседе донести, что вы обеспокоены ситуацией и будет лучше, если он не станет примыкать к участникам неоднозначных сообществ.
Если же отношения с ребёнком не сложились, вероятнее всего, вы излишне требовательны и критичны. Давайте право ему на ошибку, но поддерживайте, если подросток оступился: будьте рядом, проявляйте заботу и понимание.
Подобрав удачный момент, предложите обсудить сообщество. Общайтесь на равных: интересуйтесь, принимайте мнение ребёнка и избегайте критики. Если ребёнок состоит в сообществе, а вы заявите, что там одни малолетние уголовники, то автоматически назовёте ребёнка таким же. Дальнейшего разговора у вас не получится – напряжение наросло, а подросток ушёл в отрицание.
Беседу следует строить грамотно, используя небольшую манипуляцию, чтобы заставить человека что-то сделать, убедите его это захотеть. Чтобы подросток принял вашу точку зрения, пусть он сам придёт к ней -- задавайте такие вопросы, которые подтолкнут его к нужным выводам.
Дмитрий ДЕГТЯРЕНКО,
педагог-психолог средней школы №3