От чего зависит удорожание стоимости строительства
Необоснованное удорожание стоимости строительства начинается с некачественного формирования заказчиками заданий на проектирование для разработки проектно-сметной документации.
Так, заказчики из-за ненадлежащей работы с местными органами власти и их территориальными службами формально заказывают и выдают исходные данные, в том числе на определение мест по перевозке излишних либо недостающих грунтов из карьеров, находящихся на большой удалённости от объектов строительства, без учёта конъюнктуры строительства уже начатых либо планируемых к строительству объектов.
В ряде случаев проектно-сметная документация, несмотря на действующий срок положительных заключений госстройэкспертиз, своевременно не начатая к реализации, не актуальна. Но при этом из-за отсутствия инициативы заказчика, документацию своевременно не корректируют в сторону уменьшения стоимости строительства.
При проведении контрольных мероприятий сотрудниками Комитета госконтроля при установлении таких фактов определяются резервы экономии бюджетных средств.
Так, по одному из объектов области в проектно-сметную документацию была заложена перевозка 78 тыс. тонн грунта на расстояние до 21 км, при этом была возможность и даже необходимость перевозить данный грунт на расстояние до 1 км. По предложению Комитета области были внесены изменения в документацию, контрактная цена генподрядчика была уменьшена, что позволило сэкономить порядка 500 тыс. руб.
Кроме того, установлены факты, когда по объектам реконструкции и капитального ремонта из-за необеспечения заказчиками надлежащего изначального обследования возникает ряд проблем. Как следствие, в проектно-сметную документацию, прошедшую госстройэкспертизу и утверждённую заказчиком, уже при выполнении генподрядчиком строительно-монтажных работ вносят многочисленные изменения и дополнения, что влечёт затягивание сроков выполнения и необоснованное удорожание стоимости объекта.
В ряде случаев на стадии подготовки задания на проектирование не учитываются уже имеющееся для данных объектов материально-техническое обеспечение либо уже выполненные улучшения. В таком случае отсутствует необходимость включения таких улучшений в сметную документацию для оплаты. При установлении подобных фактов по предложениям Комитета также корректируют сметную стоимость строительства в сторону уменьшения. Так, по двум объектам реконструкции внесены изменения в документацию в сторону уменьшения стоимости строительства на общую сумму более 350 тыс. руб.
Комитет в очередной раз обращает внимание на важность качественной подготовки проектно-сметной документации и при установлении необходимости – своевременного внесения в неё изменений.
По материалам Комитета госконтроля Гродненской области.