Об идеальных учителях и учениках рассуждают педагоги Юлия Кондратенко и Виктория Петровская

11:56 / 02.10.2022
Накануне Дня учителя на пять вопросов о главном мы попросили ответить представителей этой важной и вечной профессии.

1. Почему решили стать учителем? Лёгкий ли это путь?
2. Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным наставником. Вспомните своего любимого школьного учителя. 
3. За что вам, как учителю, бывает обидно?
4. Идеальный ученик для вас, он какой? А идеальный учитель?
5. О чём вы думаете, идя в школу и возвращаясь из неё?

Юлия Зыгмундовна Кондратенко, учитель-дефектолог Гудогайской средней школы:

1. Моя двоюродная сестра училась на факультете специального образования – и часто рассказывала о своих преподавателях и о том, как хорошо там учиться. И я по её совету тоже поступила на учителя-дефектолога на факультет специального образования БГПУ имени Максима Танка. И ни одного дня об этом не пожалела: преподаватели были хорошие, а учиться было интересно и легко.

Моя профессия каждый день мне дарит ощущение радости и счастья: я помогаю детям и радуюсь их маленьким успехам.

Специфика работы с детьми с заболеваниями сложна. На многие их капризы, поведенческие особенности надо закрыть глаза и оставить только любовь к ним. К сожалению, малышей, нуждающихся в помощи, много. Я учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи – оказываю помощь детям с речевыми нарушениями и нарушениями письма, а также работаю с детьми с трудностями в обучении. У меня есть ребёнок, который учится на дому по вспомогательной школе. И чем сложнее диагноз, тем сложнее работать.

2. После университета я пришла в свою родную школу – Гудогайскую. Было волнительно: как примут, как отреагируют на меня мои же учителя, может, будут относиться, как к ученице. Но всё сложилось: приняли хорошо и во всём помогали.

Важно, чтобы у молодого специалиста был учитель-наставник. У меня такой человек, с которого я и теперь каждый день беру пример, есть. В школу я пришла 12 лет назад. Мы с ней сидели в одном кабинете – и она показала, как надо работать, всё рассказала – и сегодня я тоже могу рассчитывать на её помощь. Это наш заместитель дтректора по учебной работе Жанна Леонардовна Янцевич. 

А любимый школьный учитель – это Ольга Францевна Коржанович – мой классный руководитель. Она была строгая, но справедливая. Мы её боя­лись, но любили.

3. Конечно, бывает обидно. Когда нет благодарности учеников в виде их обратной реакции на полученные знания. Ты выкладываешься, отдаёшь всю себя, частичку своего сердца, а обратной связи нет – только безразличие. 

Когда нет реакции, сложно. Но это можно преодолеть. Просто каждый день надо завоёвывать доверие своего ученика. 

4. Во-первых, идеальный ученик всегда идёт в школу за знаниями. Во-вторых, он уважительно относится к учителям – начиная от приветствия до помощи по классу. 

К сожалению, я не была идеальной ученицей, но старалась. В университете поняла, что учиться нужно – без знаний никуда. Это важно.

На мой взгляд, каждый учитель индивидуален и в чём-то – идеален. Наши учителя креативные, толерантные, терпимые, они умеют сгладить любую ситуацию, не доводя её до большого конфликта. Я не знаю, как в других учреждениях, но в нашей школе много таких учителей, которых можно отнести к идеальным, они умеют держать дисциплину в классе, интересно ведут уроки, дают крепкие знания – и хочется быть на них похожей.

5. У меня много работы. И по дороге в школу я думаю о том, чтобы всё успеть: кому-то «поставить» звук, кому-то помочь с правописанием, съездить к мальчику, который занимается не в школе, – все мысли о работе.

А когда еду домой, думаю о семье, что приготовить на ужин… Я люблю свою работу – часто субботу и воскресенье провожу в школе. Летом на каникулах работаю в лагере – и приходится быть допоздна. Супруг меня поддерживает во всех делах. Сын тоже всегда со мной. Он учится во 2-м классе Гудогайской школы – и привык к маминой работе ещё до поступления в школу. 

Всем учителям нашего района я желаю крепкого здоровья – оно самое главное, успехов в профессиональной сфере, уюта и тепла в семье и отзывчивых, благодарных учеников – важно, когда они говорят спасибо своему учителю, бегут тебе навстречу и рады идти к тебе на занятия.

Виктория Павловна Петровская, учитель белорусского языка и литературы СШ №3:

1. Когда пришло время определяться с профессией, я сразу же решила, что буду учителем. Причём мечтала, не только преподавать, но и обязательно быть классным руководителем.

Классным руководителем у меня в школе была Галина Чеславовна Новикова, она же вела белорусский язык и литературу. И я знала, что пойду по её стопам, потому что она всегда была для меня примером.

После окончания 11 классов поступила в Белорусский педагогический университет имени Максима Танка. Учиться очень нравилось, поэтому всё давалось легко и просто.

Никогда не пожалела, что стала учителем. Период между окончанием университета и выходом на работу был большой – 6 лет я была в декрете. Работаю только второй год – и мне всё нравится.

2. С раннего детства я ходила в костёл – там были сёстры, которые учили нас, детей, правильным жизненным принципам, расставляли приоритеты. Всё это, уверена, помогло мне стать той, кем я являюсь теперь.

А любимый учитель, повторюсь, это мой классный руководитель Галина Чеславовна Новикова. Она была очень доб­рой. И сегодня в ней я часто вижу себя. Иногда мне даже дети говорят, что с ними надо быть пожёстче. Возможно, нужно быть более строгой, но доброту по отношению к детям тоже нельзя отменять. 

3. Обидно бывает, когда ты вкладываешь в детей всё самое хорошее, отдаёшь им всю доброту и сердце, а тебя не слушают и не слышат.

Всегда отношусь к ученикам с добротой, но иногда приходится пожурить, иногда – привести примеры. Пытаюсь воспитывать их разговором и наставлять на путь истины при помощи примеров.

4. Все дети по-своему идеальны, просто с кем-то надо больше работать. Кому-то учёба легко даётся, но он не дорабатывает сам. Но каждый ребёнок идеален.

Сегодня я не только учитель белорусского языка и литературы, но и классный руководитель в 6 «В» классе – у меня 19 детей. Всё, как я и мечтала в школе. Мой класс достаточно шумный. Бывает, что учителя жалуются на них. А я для них – вторая мама, которая когда-то пожурит, когда-то объяснит, когда-то и похвалит. Работаю я с ними с 5 класса – и стараюсь защищать и оберегать.

Для меня пример идеального учителя – это директор нашей школы Людмила Станиславовна Сосновская. Причём она лучшая во всём: внешне и душевно, по доброте и по профессиональным качест­вам.

Если говорить о себе, то я ещё только учусь быть учителем. 

5. Дорога в школу у меня долгая. Одного ребёнка отвожу в школу, второго – в садик, потом еду на работу. Всё в темпе, поэтому думать не успеваю. Приезжаю в школу – и готовлю класс к уроку.

На обратном пути – такой же механизм. А дома можно на несколько минут расслабиться – и затем вновь браться за работу.

Дорогие коллеги, с профессиональным праздником всех вас! Желаю отзывчивых и добрых учеников. Чтобы профессия не приносила хлопот, а дарила только радость и хорошее душевное состояние.

Текст: