Островецкие спасатели соблюдают традиции, заложенные предшественниками

09:26 / 25.07.2022
У спасателей, как и у представителей дру­гих профессий, есть свои традиции. Их предысторию уже не каждый вспомнит, но заведённые однажды кем-то обычаи сегодня соблюдаются не­укос­ни­тель­но. И одна из таких у работников МЧС – это обливание водой: новичков, прошедших боевое крещение пожаром, молодожёнов и тех, кто уходит на заслуженный отдых. 

На счастье молодым

Уроженца Лиды Дмитрия Соколовича в наш город привела мечта стать спасателем. А Островетчина подготовила для него подарок – здесь парень встретил вторую половинку.

С профессией Дмитрий определился в детстве. На это повлияло несколько факторов: во-первых, спасателями работало много знакомых, которые рассказывали про службу; во-вторых, во время отдыха в Германии он побывал на экскурсии в пожарной части – это впечатлило, и жизненный путь был выбран.


– Но после школы всё пошло не по плану, и я поступил учиться на электрогазосварщика, – рассказывает молодой человек. – Отслужив в армии, решил дойти до намеченной цели – и отправился в Лидский районный отдел по чрезвычайным ситуациям.

Прежде чем стать спасателем, Соколовичу пришлось пройти обучение в Гомеле – только после этого он получил допуск к работе и мог выезжать в составе боевого расчёта на вызовы. Новоиспечённому работнику МЧС предложили службу в Островецком районе. Парень, оценив перспективы, согласился – и в 2018 году перебрался в наш город.

– Боевое крещение получил в деревне Понарка Сморгонского района, – замечает спасатель.

– Как только поступило сообщение, мы, запрыгивая в машину, думали, что пожар где-то на районе, а оказалось – у соседей (уточнённую информацию получали по пути), – вспоминает Дмитрий. – Когда прибыли на место, увидели картину: горело около 20 строений – дома и хозпостройки. На тушение съехались местные спасатели, ошмянские и островецкие. Вызов поступил в обед, а в часть мы вернулись около часа ночи. И не успели даже в гараж зайти, как снова тревожный звонок – горела трава в нашем районе. К слову, причиной сморгонского происшествия тоже было выжигание сухой растительности.

– Не скажу, что на первом выезде меня охватил страх, скорее произошёл выброс адреналина. А вот волнение присутствовало. Оно есть всегда и у всех – сколько бы лет ты ни отработал, сколько бы раз ни выезжал на вызов, – делится Соколович. – В целом могу сказать, что нашёл работу своей мечты: иду на смену – и мне хочется это делать.


Молодой человек признаётся, что до прихода в МЧС совсем просто представлял службу: приехал на пожар, шланги кинул – и всё. На деле тут своя система, отточенная слаженность действий коллектива, где каждый знает свою задачу.

Рассказывая о себе, Дмитрий упомянул некоторые традиции спасателей – например, не стирать «боёвку» и не чистить берцы перед сменой, а на дежурстве не протирать мигалки на пожарной машине – иначе точно предстоит выезд на происшествие.

Есть у пожарных и ещё один обычай – поливать водой молодожёнов-коллег.

– Это такое корпоративное поздравление и пожелание счастья молодой семье. Когда узнал про эту традицию, сразу решил: на моей свадьбе она будет, – рассказывает Дмитрий. – Будущей супруге не говорил про это, просто попросил заехать в часть, мол, ребята из смены хотят поздравить, да и пофотографироваться можно. Божена согласилась. Но то, что ожидало нас, стало сюрпризом и для неё, и для гостей – все были в восторге.

– Не подумайте, что нарядных и красивых молодых вымочили. Водой поливали машину, в которой мы ехали, – уточняет спасатель. – А потом я с завязанными глазами на руках пронёс невесту по пожарному рукаву. Всё красиво получилось!

– Хочу успокоить тех, кто переживает по поводу, «а как же, если вдруг вызов?». Первоочередная задача МЧС – выехать на помощь. Но безвыходных ситуаций не бывает, к тому же в части всегда есть резервная техника – так что без запланированного обливания не обойдётся.


На удачу

Сергей Гордей в МЧС – новичок: его стаж в спасателях меньше года. Тем не менее за это время он успел хорошо прочувствовать особенности службы.

Он, уроженец Ошмянского района, изначально выбрал профессию инженера-технолога – но, поработав немного по специальности и пройдя срочную службу, решил стать спасателем.

– Сказалось влияние армии: привык к дисциплине, определённому распорядку, – рассказывает парень. – К тому же меня привлекли сменный график работы и, что самое главное, стабильная зарплата. В МЧС у меня были знакомые – они много рассказывали про службу.


Со слов друзей Сергей ещё до прихода в спасатели знал про их корпоративные традиции, в числе которых – обливание водой новичка после первого выезда на пожар.

Молодой человек бывал на огненных происшествиях во время обучающей подготовки к службе. Однако его боевое крещение состоялось, когда пришёл в Островецкий районный отдел по чрезвычайным ситуациям.

– Горел дом. Пожар был большим – на тушение съехались расчёты из части на БелАЭС, где я служу, и Островца, – вспоминает Сергей. – Страшно не было, всё делал на адреналине. Разумеется, по команде старших – во-первых, молодой ещё, во-вторых, такая особенность нашей службы.

А после ликвидации происшествия по возвращении в часть новичка ждало обливание водой из пожарных стволов – таков обычай, его не нарушают.


На прощание

Юрий Войткевич посвятил борьбе с чрезвычайными ситуациями 26 лет – придя в военизированную пожарную службу в 1994 году, он покинул пост в 2020-м.

– Когда устраивался на работу, в районе не было большого выбора вакансий. Я собирался в милицию. Уже подготовил все документы, прошёл комиссию и тут, в момент собеседования в Островце, в кабинет зашёл заместитель начальника военизированной пожарной части Виктор Марьянович Милейшо и пригласил поговорить, – вспоминает Юрий Болеславович. – У нас, мол, новая организация, полезная для людей – пошли к нам.

– Я подумал минут 10, – продолжает мужчина, смеясь. – Забрал документы из милиции и подал их в пожарную часть. По новой, правда, пришлось проходить комиссию. Спустя пару месяцев заступил на дежурство.

Первый выезд Войткевича был на пожар с гибелью – боевое крещение впечатлило на всю жизнь. Печальных случаев потом накопилось немало, и каждый из них, признаётся Юрий Болеславович, воспринимался тяжело – к такому невозможно остаться равнодушным, невозможно привыкнуть.

Службу мужчина начинал с должности пожарного, затем был старшим пожарным и диспетчером пункта связи части (теперь – центра оперативного управления), а потом попросил перевести его на водителя.

– С детства притягивала техника. К тому же крутил баранку в армии и до неё. А сидеть на телефоне не моё. Хотелось непосредственно участвовать в ликвидации пожаров, – замечает собеседник. – Так и прослужил водителем, хотя имел диплом о высшем агрономическом образовании – по этой профессии не работал ни дня.

– Кстати, в то время с непрофильным образованием можно было занимать  руководящие должности – и тогдашний начальник пожарной части Сергей Сергеевич Жуковский, когда остро встал кадровый вопрос,  уговаривал меня оставить водительское место, даже грозился уволить, – с улыбкой добавляет Войткевич. – Я как мог сопротивлялся, объяснял, что никуда не хочу, что интересно именно то, что делаю: тушить пожары.

И смена за сменой, выезд за выездом Юрий Болеславович нёс службу, спеша на помощь попавшим в беду. Верность профессии и долгу не остались незамеченными – мужчина награждён медалью «За безупречную службу»  III степени и нагрудным знаком «Выдатнік», грамотами, Благодарностями районного, областного и республиканского уровней.


– Не мне судить, заслуженно или нет я получил эти награды, но одно могу утверждать: взысканий у меня не было, служил достойно, – признаётся ветеран. 

В 2020 году Войткевича торжественно проводили на заслуженный отдых.

– У здания отдела выстроились спасатели, начальник Виталий Константинович Рыбак поблагодарил за службу. А потом меня в боевой одежде с ног до головы, до последней нитки, облили водой из нескольких стволов. Как говорится, последний раз намочили – и отправили домой, – вспоминает Юрий Болеславович. – Не знаю, откуда пошёл такой обычай. К слову, начальнику РОЧС нужно отдать должное за то, что   бережёт традиции, возвращает те, о которых, казалось бы, забыли. Так, недавно в Островце стали отмечать день чествования ветеранов пожарной службы – есть такой в календаре.

– Уходить было жалко. Человеку, когда он на одном месте, всё время хочется новой обстановки. А когда ты душой прикипел к делу, сложно что-то менять. Для себя решил так: выполнил до конца одну работу и пошёл делать другую. Сейчас я на Белорусской АЭС, – делится мужчина. – Но 26 лет не могут пройти бесследно, всё равно чуть-чуть остаюсь там, в МЧС. Иногда думаю: съездить бы на сутки подежурить. (Смеётся.) Часто созваниваюсь с коллегами, спрашиваю про работу. Бывает, дома услышу сирену – выглядываю в окно: куда поехали.

– Кстати, сирена раньше была лучше, считаю, что работала она как профилактика. Услышав устрашающий звук, знаю по рассказам, люди бежали проверять, всё ли у них в порядке, – подмечает Юрий Болеславович.

Ни пенсионером, ни ветераном службы Войткевич себя не воспринимает (второй статус он больше привык слышать в отношении тех, кто воевал в годы Великой Отечественной войны). А вот профессиональные праздники пожарных-спасателей и сейчас отмечает. И как напоминание про более чем четверть века в рядах МЧС в его гардеробе висит форма, которая стала для него родной.


Текст: