Нововведения в дошкольном и общем среднем образовании рассмотрели с начальником отдела образования Оксаной Земляковой

14:10 / 07.02.2022
Президент Беларуси Александр Лукашенко 31 января подписал Закон, которым утверждается новая редакция Кодекса об образовании. Эта редакция направлена на совершенствование норм кодекса с учётом практики его применения в современных условиях, а также приведение отдельных предписаний в соответствие с законодательством Республики Беларусь. Основные положения Закона вступают в силу с 1 сентяб­ря 2022 года.

В прежнюю версию документа внесено более 200 изменений и поправок. Обновлённый Кодекс об образовании содержит 297 статей. Включено 17 новых статей.

Что изменится, 
поясняет начальник отдела образования Оксана Землякова.

Общее среднее образование 

– Первая новация, которая обсуждается учащимися и их законными представителями, – обязательное общее среднее образование. Это не значит, что всем после окончания 9-го класса необходимо продолжить обучение в 10-м. Как и ранее, выпускники-девятиклассники могут получить общее среднее образование не только в школе, но и в учреждениях профессионально-технического или среднего специального образования. 

Изменения коснулись итоговой аттестации учащихся. По-прежнему 9-е и 11-е классы будут сдавать выпускные экзамены. Формы и сроки их проведения, перечень учебных предметов будут устанавливаться Министерством образования. Что же изменилось? Предусмотрена возможность сдавать в 11-м классе выпускной экзамен в форме централизованного экзамена, другими словами совмещённый выпускной экзамен и вступительное испытание в учреждение высшего образования.
 
Коснулись изменения и приёма в 10-й класс гимназии. Он будет проходить на конкурсной основе, с учётом среднего бала свидетельства о базовом образовании и отметок по предметам, которые учащиеся будут изучать на повышенном уровне. 

Можно будет получить образование дистанционно. Под этим понимается обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и их взаимодействие с педагогами при помощи дистанционных технологий.

Уменьшится количество видов учреждений образования, но это не приведёт к уменьшению их числа, ущемлению прав учащихся на получение образования. Вместо учебно-педагогических комплексов «детский сад – школа» («детский сад – начальная школа», «детский сад – базовая школа», «детский сад – средняя школа») будут «начальная школа», «базовая школа», «средняя школа» с предоставлением права реализовывать программу дошкольного образования.

Снят вопрос зачисления детей в первый класс – на начало учебного года им должно быть 6 лет.

Вместе с тем по заявлению родителей и на основании педагогического совета руководитель учреждения образования может принять ребёнка, которому 6 лет исполнится до конца календарного года. 

Отражено в Кодексе закрепление микрорайонов за учреждениями для упорядочения приёма детей в первые классы. Однако это не исключает возможности их обучения не на территории микрорайона учреждения при наличии в нём свободных мест.

Учебный год продлится с 1 сентября по 31 августа. 

Причина продления учебного года – проведение оздоровительной кампании и участие детей в воспитательных меро­приятиях летом.

Для уменьшения нагрузки в учебное время в новой редакции Кодекса предусмотрено проведение факультативов в шестой школьный день не только для 9-11 классов, но и для 5-8.

Основной инновацией является норма, предусматривающая профильное обучение на третьей ступени общего среднего образования и допрофильную подготовку на его второй ступени. 

Новая редакция предусматривает обучение ребёнка на дому, с посещением учреждения при наличии медицинского заключения. Ранее такой вид обучения подразумевал исключительно обучение на дому.



Дошкольное образование 

– В новой редакции Кодекса оптимизированы также виды учреждений дошкольного образования. Раньше их было 6, теперь остаётся только 3: детский сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка. Акцентирую внимание, что изменится не количество садов в районе, просто будет упорядочено их название. 

Второе новшество – это возможность реализации программы дополнительного образования, что позволит проводить кружки для развития дошкольников.

Третье новшество – это возможность получения дошкольного образования на дому.

Кроме того, даны полномочия местным исполнительным и распорядительным органам по изменениям норм наполняемости групп при наличии объективных обстоятельств и положительного заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Это позволит снять напряжённость при зачислении детей в сад в новых микрорайонах.

Специальное образование

– Что касается образования лиц с особенностями психофизического развития, то в Кодекс тоже внесены изменения. В первую очередь это направлено на внедрение инклюзивных подходов, обеспечивающих равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учётом их индивидуальных потребностей и возможностей.

Второе изменение – это увеличение срока получения специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении спецшколы и в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с 9 на 10 лет. 

Также предоставлена возможность сочетать обучение на дому с занятиями в учреждении, что, безусловно, будет способствовать лучшей социализации обучающихся с особенностями психофизического развития. 

В новой редакции исключена норма пункта 4 ст. 267, которая ограничивала количество обучающихся психофизичес­кого развития в учреждениях образования (не более 20%). 

Дополнительное образование детей и молодёжи 

– Изменения коснулись дополнительного образования одарённых детей и молодёжи. Это учреждение образования «Национальный детский технопарк», целый раздел Кодекса посвящён вопросам, которые регулируют его деятельность.

Предусмотрено согласование учебно-программной документации при реализации программы дополнительного образования детей и молодёжи с Министерством образования. Оговорен нижний предел зачисленных в объединение по интересам детей – не менее 12.

Воспитательная работа

Усилена воспитательная составляющая образования в части формирования патриотизма и гражданственности. 
Предусмотрена также организация транспортного обеспечения к местам проведения воспитательных мероприятий: экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных.

Новой редакцией Кодекса уточнены функции педагогичес­ких работников, в том числе и педагогов, которые выполняют функции классного руководителя. 
В школах города и района обучаются:

▪ гимназия №1 – 611 учащихся, 
▪ средняя школа №1 – 522 учащихся, 
▪ средняя школа №2 – 473 учащихся,
▪ средняя школа №3 – 729 учащихся,
▪ Рымдюнский УПК с белорусским языком обучения – 23 учащихся, 
▪ Рымдюнская УПК с литовским языком обучения – 73 учащихся,
▪ Михалишковская СШ – 104 учащихся, 
▪ Кемелишковский УПК – 62 учащихся,
▪ Гервятская СШ – 105 учащихся, 
▪ Подольский УПК – 39 учащихся, 
▪ Гудогайская СШ – 242 учащихся, 
▪ Ольховская СШ – 64 учащихся, 
▪ Ворнянский УПК – 282 учащихся,
▪ Воронский УПК – 33 учащихся, 
▪ Спондовский УПК – 54 учащихся,
▪ Рытанский УПК – 25 учащихся.


Подписывайтесь на «Островецкую правду» в телеграм по короткой ссылке https://t.me/ostrovetsby.

И присоединяйтесь к нашему сообществу в viber https://vk.cc/c3yHGs – будьте всегда в курсе свежих новостей из жизни Островца и Островецкого района.

 

Подписывайтесь на телеграм-канал «Гродно Медиа Group» по короткой ссылке t.me/GrodnoMediaGroup.

Телеграм-канал «Гродно Медиа Group» – это ежедневные новости районов Гродненской области и города Гродно.

 

Подписывайтесь на телеграм-канал «Северный вектор Гродненщины» по короткой ссылке https://t.me/severvg.

Самые интересные новости Островецкого, Ошмянского и Сморгонского районов.

Текст:
Фото: Елена Ярошевич