Сказать нельзя молчать – о половом воспитании в школе рассуждает педагог-психолог СШ №3 Юлия Рожко
О половом воспитании в школе рассуждает педагог-психолог СШ №3 Юлия Рожко.
Половое воспитание подростков. Долго я не рисковала касаться этой темы в школе, так как данный вопрос до сих пор носит неоднозначный характер. А вдруг эта тема спровоцирует всплеск заинтересованности? А вдруг ребята начнут проверять и экспериментировать?
И всё же! Длительная практика и опыт убеждают, что обсуждение этой темы с подростками просто архинеобходимо. И сами ребята это подтверждают.
Секс – такая же встроенная функция нашего организма, как и питание, сон, физическая активность. Так что же происходит, откуда столько страха перед этой неотъемлемой частью нашей жизни?!
Нас, взрослых, можно понять: из соображений безопасности мы пытаемся удержать контроль в неподконтрольной нам сфере.
Пока нет школьного курса, называющего всё своими именами, но есть факультативы. Однако до сих пор существует табу на разговоры о сексе не только в школе, но и в семье.
Обсуждение этой темы с родителями в рамках клуба «Живое воспитание» подтверждает существующие сложности. Две трети мам и пап хотели бы, чтобы половое воспитание осуществлялось в школе, большинство педагогов считает, что половое воспитание должно вестись в семье.
А я тем временем провожу работу. Моя цель – психологическое сопровождение, поддержка и формирование навыков достойного поведения в отношениях полов.
На тренингах стараюсь в комфортной и доверительной обстановке инициировать честный разговор об этических и психологических аспектах отношений: уважении личных границ, согласии, удовольствии, сексуальной ориентации и представлениях о представителях не своего пола.
Глубоко убеждена, что сначала надо говорить о сексуальном благополучии и уже потом – как избежать неприятностей: венерических заболеваний, нежелательной беременности, сексуальных домогательств, в том числе в интернете. Ошибочно связывать половое воспитание лишь с освещением вопросов контрацепции и защиты от болезней, передаваемых половым путём. Прежде всего надо сформировать у молодых людей ответственное отношение к здоровью, половой жизни, включая воздержание, умение принимать осознанные решения и умение сказать «нет».
Важно понимать: не зная и не понимая себя, человек не управляет собой и жизнью, истерзан сомнениями («настоящий» ли он мужчина, «настоящая» ли женщина), разочарованиями, отчаяньем.
Чувствуя влечение к острейшему из возможных типов удовольствия – сексуальному – интуитивно ощущая себя способным дарить и получать ласку, тепло, иметь взаимную близость, любить и быть любимым, подросток переживает внутренний раскол между своими мыслями, чувствами и желаниями, приходит в замешательство и не может понять ни себя, ни другой пол. Он нуждается в беседах о своих чувствах и в обратной связи со стороны сверстников, дающей ему возможность узнать на собственном опыте, как можно выражать чувства.
Современным подросткам доступно намного больше порнографии, и они часто воспринимают порнофильмы как учебное пособие. Убеждена! Лучше возглавить эту стихию возрастного интереса, чем пустить на самотёк и передоверить сексуальное просвещение непристойным сайтам.
Юлия РОЖКО, педагог-психолог средней школы №3.