Жемчужины малой родины. Летопись «Белорусского Нотр-Дама»
08:21 / 22.12.2018
Смотришь, затаив дыхание, на устремившееся к небесам остроконечное великолепие и кажется, будто время здесь умолкает. Верующие со всей страны приезжают в Гервяты, чтобы обвенчаться или окрестить ребенка в стенах величественной католической святыни, а туристы не перестают восхищаться схожестью костела с архитектурными памятниками Западной Европы. Архитектурную жемчужину Беларуси сравнивают с Нотр-Дамом и королевским Версалем, называют маленькой Швейцарией и признают идеальным образцом неоготики, а некоторые считают просто уголком рая на белорусской земле.
МЕСТО, НАМОЛЕННОЕ ПЯТЬЮ СТОЛЕТИЯМИ
Первый деревянный храм в Гервятах был построен еще в 1535 году, когда местечко находилось во владениях Виленского епископства. Как выглядела святыня, известно мало – сохранились сведения только о том, что над костелом возвышалась деревянная колокольня. Ровно два века спустя храм реконструировали, дополнив двумя башнями над главным фасадом. Интерьер костела тогда украсили четыре алтаря, главный из которых принял образ Святой Троицы.
Возведение нового кирпичного костела началось на том же месте в 1899 году при ксензе Владиславе Ольшевском по проекту губернского архитектора Алексея Полозова. Но католическая святыня получилась не такой, какой ее изначально задумывал зодчий. По просьбе верующих Алексей Полозов изменил проект, сделав костел более высоким. Однако и этот вариант не стал окончательным. Благодаря инженеру Игнатию Ольшевскому, брату отца Владислава, и художнику Антонию Калиновскому главный вход в святыню приобрел величественность, а внешний декор храма был дополнен витражом и остроконечной башней-колокольней.
Строился костел, можно сказать, из местных материалов. Старожилы агрогородка до сих пор называют «цагельняй» то место на берегу реки Лоша, где добывали глину и делали красный кирпич. А неподалеку строители брали известь, которую для прочности вымешивали с куриными яйцами. Некоторые стройматериалы привозились из Германии. Для недавнего ремонта крыши была куплена черепица той же немецкой фирмы, что и более века назад.
Костел Святой Троицы – шедевральный образец неоготики. Он был возведен всего за четыре года, пережил гражданскую и две мировых войны, ни разу не закрывался и не был разрушен. И даже когда в 1950 году настоятель храма ксендз Станислав Ходыко был сослан с Сибирь, верующие продолжали приходить сюда и молиться без священника.
САД АПОСТОЛОВ И ВЕЧНОЗЕЛЕНОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ
Сегодня святыня выглядит практически так же, как и столетие назад. Храм, к слову, один из самых высоких в Беларуси – 64 метра вместе с установленным на колокольне крестом. Неповторимый внешний декор, величественный вход, а над ним – готическая роза. По рассказам прихожан, долгое время место витража было забито досками, и никто не мог описать точно, как выглядела разбитая мозаика. Тогда ксендз Леонид Нестюк поехал в виленский архив, где нашел довоенную фотографию костела, по которой и восстановили розу.
За время своей службы при Троицком костеле в Гервятах известный как в Беларуси, так и за ее пределами ксендз Леонид Нестюк сделал для храма многое. На протяжении столетий святыня была укутана тенью вековых деревьев. Но массивные дубы и тополи в три человеческих обхвата со временем сильно обветшали, поэтому их пришлось вырубить. Тогда ксендз Леонид решил заложить на территории костела дендропарк. Те, кто были хорошо знакомы со священником, вспоминают: из каждой командировки он привозил два одинаковых дерева с расчетом, что хотя бы одно из них уж точно приживется. Сегодня вечнозеленое великолепие насчитывает около пятисот видов растений. Здесь есть все существующие виды туи и можжевельника, склоняется ветвями к земле плакучая береза, манит мягкими иголками кедр, а с ранней весны и до поздней осени дурманят запахом тюльпаны и нарциссы, хризантемы и сирень, лилии и розы.
Среди деревьев дендропарка возвышаются четыре деревянных креста со сложной и необычной резьбой. Устанавливать крест в честь знакового события – исконно литовская традиция. Один из скульптурных крестов на территории костела возведен к столетию храма, второй – ко дню создания на Островетчине литовской диаспоры, третий – к открытию Литовского центра культуры, образования и информации в агрогородке Рымдюны. А вот к какому из событий было приурочено возведение четвертого – самого старого отреставрированного креста – неизвестно.
При Леониде Нестюке около костела кроме дендропарка была заложена уникальная площадь. В центре нее – скульптура Святого Архангела Михаила, а по периметру – двенадцать евангельских Апостолов. Цветники и газоны, изящные лавочки и стройные фонари, мощеные дорожки и кованая ограда – будто попадаешь в сад европейской королевской резиденции.
Ксендз Леонид Нестюк умер и похоронен на территории костела в 2017 году, недалеко от могилы представителей знатного рода Анели и Вацлава Домейко, которые в свое время пожертвовали на само строительство храма огромное состояние. К слову, Домейко владели Гервятами с 1803 года, но с началом Второй мировой войны были вынуждены уехать. В опустевшей усадьбе открыли школу, потом больницу. В наши дни от исторической постройки осталась только дворовая конюшня.
КОГДА ВЕЛИЧИЕ В СТРОГОСТИ
Переступая порог костела Святой Троицы впервые, ожидаешь увидеть пышный интерьер, раскрашенный огнями роскоши. Но внутренняя красота храма – в неоготической сдержанности. И только пышные кованые ворота, встречающие прихожан у входа в молитвенный зал, выбиваются из антуража строгости. Это подарок уроженки гервятского прихода Алиции Яцевич. Медленно направляясь к алтарю, стараешься рассмотреть и запомнить каждую деталь архитектурного шедевра. Невольно понимаешь, почему каждый, кто хотя бы раз побывал в «белорусском Нотр-Даме», признает святыню одной из самых красивых в стране.
Костел построен в форме креста, но заметить это можно только стоя у главного алтаря, на протяжении столетий оберегающего одну из главных ценностей храма – чудотворную икону Божьей Матери в соседстве с резными фигурами святых Петра и Павла. Икона была перенесена из старого деревянного костела. По сведениям историков, она написана еще в 1630 году. Внизу иконы восемь металлических фигур, каждая из них – свидетельство произошедшего по молитве чуда.
Интересно, что костел Святой Троицы – единственный в Беларуси католический храм, в который «впустили» евангельских разбойников. Фигуры распятых на кресте Дисмаса и Гестаса висят по обе стороны от главного алтаря, воссоздавая библейскую сцену и символизируя силу Божьего милосердия. Ведь, согласно Евангелию, раскаявшийся разбойник первым вошел с Христом в рай.
НОВЫЙ ГОЛОС СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Местные жители говорят: чтобы услышать по-настоящему ангельское пение органа, нужно приехать в Гервяты. Не зря здесь постоянно проходят концерты органной музыки. Уникальная акустика храма позволяет добиться практически идеального звучания. Сейчас в костеле установлен новый электронный орган, но еще около двух десятилетий назад молитву прихожан сопровождала музыка шестиголосого инструмента, собранного из двух других старинных органов в 1882 году. Правда, примерно через полтора года костел Святой Троицы «зазвучит» совершенно по-новому. Настоящий духовой орган на 56 голосов, аналогов которому в нашей стране нет, доставят из Словакии, а прежний инструмент сохранят как часть истории одной из самых величественных и прекрасных святынь Беларуси.
"Гродненская правда"
Текст:
Главный администратор
Поделиться: