Известный интеллектуал Алесь Мухин дал интервью "Астравецкай праўдзе"

17:00 / 30.08.2014
Как мы уже сообщали, турнир по игре «Что? Где? Когда?» для бойцов студенческих отрядов, которые работали этим летом на строительстве Белорусской АЭС, провел известный не только в Беларуси, но и в интеллектуальном движении на просторах бывшего Союза капитан московского элитарного клуба «Что? Где? Когда?», обладатель хрустальной совы и звания лучшего капитана этого клуба, а также создатель и бессменный ведущий аналогичного белорусского проекта Алесь Мухин. Грех было не воспользоваться такой возможностью и не попросить звезду первой величины в интеллектуальном движении ответить на «пару вопросов для местной печати», а также не взять у него автограф для наших читателей. Мы сделали то и другое – и сегодня представляем «отчет о проделанной работе».

– Алесь, какими судьбами? Прямо из телевизора – да в нашу провинцию? Как решились на столь героический поступок?


– Что же тут героического? Я – белорус, тут родился и вырос, презентую нашу страну на всех международных интеллектуальных форумах, к тому же по образованию я – историк и очень люблю такие краеведческие путешествия. Из-за загруженности не всегда, правда, получается выбраться, но если выпадает выходной, когда все срастается, как сегодня, и есть приглашение – то почему бы и не совместить приятное с полезным: какой-то новый уголок своей страны посмотреть, с местными интеллектуалами встретиться. И семью свою беру в эти поездки – им тоже полезно узнавать Беларусь.


– Семья, небось, тоже в интеллектуальном движении?

– Вообще-то да. Жена Татьяна – исполнительный продюсер многих проектов на белорусском телевидении, в первую очередь – «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг». Дети, Антон и Даша, выросли в этой среде и, естественно, тоже играют в интеллектуальные игры. Пока на любительском уровне, но я не форсирую события: будет им это нужно – выйдут и на более серьезный уровень.


– Вы являетесь капитаном одной из самых успешных команд в московском элитарном клубе «Что? Где? Когда?» и ведущим такого же проекта на белорусском телевидении. Что интереснее и что сложнее – играть за столом или вести передачу?

– Интереснее – играть самому. А сложнее – вести передачу. Потому что, когда играешь, понимаешь, что этот конкретный вопрос и даже игра в целом – просто эпизод в череде прочих игр, и теоретически у тебя есть право на ошибку. И потом, ты не один, за игровым столом – шестеро игроков, и хоть ты капитан и основная ответственность лежит на твоих плечах, все же есть на кого опереться…
А вести передачу намного сложнее. Мы ведь белорусское «Что? Где? Когда?» записываем, по сути, в режиме прямого эфира, и там права на ошибку нет. Это очень ответственно. Кроме того, есть еще некий моральный аспект, потому что ты вынужден выступать неким судьей, который должен взвесить все «за» и «против» и принять решение, причем очень быстро. И посоветоваться, кроме финала, когда на игре присутствуют авторы вопросов, особо не с кем. И хоть я в душе знаток, по игре должен защищать интересы телезрителей – что и происходит довольно часто в спорных ситуациях.


– Скажите, только честно, как человек, который знает процесс, что называется, изнутри: в телевизионной передаче «Что? Где? Когда?» – сколько от игры и сколько – от шоу?

– Хороший вопрос.
Знаете, приверженцы спортивного ЧГК, который мы у вас играли, где есть вопрос, есть ответ, а все остальное – только легкая драпировка процесса игры, считают, что телевизионное «Что? Где? Когда?» – это больше шоу, чем непосредственно игра.
Но я, как человек, достигший определенных успехов и в спортивном, и в телевизионном «ЧГК», могу совершенно точно сказать, что эти два мероприятия очень похожи. И телевизионная передача «Что? Где? Когда?» – это тоже игра, но она должна быть интересна не только для тех шестерых, которые сидят за столом, и седьмого, который задает им вопросы, но и для миллионов телезрителей. И те элементы шоу, которые присутствуют в передаче, – это, по сути, объяснение «простому смертному», который смотрит передачу по телевизору, что происходит в студии. Ну и, кроме того, легкое развлечение для знатоков. Это компиляция для знатоков за столом и телезрителей по ту сторону экрана, причем настолько удачная, что эта передача является одной из самых старейших и долгоживущих на центральном телевидении. И я могу с гордостью сказать, что наши белорусские передачи «Что? Где? Когда?» являются одними из самых рейтинговых программ, которые создаются на отечественном телевидении.


– А чем объясняется тот факт, что последнее время в московском элитарном клубе играет так много белорусских знатоков?

– Это прямое следствие того, что пять с половиной лет назад был создан аналогичный белорусский телеклуб. Ребята из Беларуси всегда выделялись и хорошим интеллектом, и фотогеничностью – это хоть и не является определяющим фактором, но тоже немаловажно для телевидения. И когда в элитарном клубе решают набрать новую команду, очень часто оказываются востребованы именно наши ребята.


– В таком случае, почему в Московском клубе нет чисто белорусской команды, почему наши ребята играют в других?

– Игра «Что? Где? Когда?», в отличие от всех других, даже от КВН, – подчеркнуто аполитична и агеографична. Еще в средневековье ученые говорили, что у интеллекта нет границ, что существует ноосфера – новое знание, которое окружает землю. И эти принципы мироздания реализованы в этой игре, в которой все, по сути, на этом и держится. В «Что? Где? Когда?» все очень органично: нет какого-то гендерного принципа, географического, политического – соревнуются только интеллекты.


– У нас в Островце увлечение игрой «Что? Где? Когда?» называют «подсаживанием на «интеллектуальную иглу»…

– Я успел заметить, что у вас таких «подсевших» очень много, и это радует: это –правильная игла.

– Это в самом деле так – и нас тоже радует, что растет число наших единомышленников. Но хотелось бы уточнить: а вы сами каким образом «подсели» на эту иглу?

– Когда я учился в 11 классе, у меня в жизни случилось знаменательное событие: я понял, что математика – не моя сфера, и перешел из Минской математической школы в соседнюю, с гуманитарным уклоном. Это было в 90-е годы: комсомол, пионерию развалили, нового ничего еще не создали. Молодежь в те годы была предоставлена сама себе. Так случилось, что в этой школе существовал один из первых двух в нашей стране кружков интеллектуального развития. По стечению обстоятельств в нем занимались и ребята из моего нового класса. И когда на первом же уроке истории я вступил в спор с учителем по вопросу трактовки событий Октябрьской революции, ребята из этого кружка тут же пригласили меня в свою компанию.
Там мы не только в «Что? Где? Когда?» играли. Практиковались разные формы интеллектуального развития: по первым словам литературного произведения определить, что это, и назвать автора, игры с пословицами, скороговорками. Придумывали и собственные интеллектуальные игры вроде кубрайчиков. Как, вы не знаете, что такое «кубрайчик»? Это популярная интеллектуальная игра, по аналогии с шарадой: это слово можно разложить как «шар ада», а противоположность ему – «куб рая», «кубрайчик»… Словом, там мы занимались весьма интересными общеинтеллектуальными, общеразвивающими вещами.
Движение это потихоньку росло, команда, в которой я играл, после всех изменений и переформирований стала настоящим коллективом единомышленников – не только вместе играющих, но и близко общающихся людей, – достаточно сказать, что внутри нашей команды создались две семьи.
Потом мы поняли, что в Минске в «Что? Где? Когда?» мы сильнее всех – почему было не попробовать себя на международном уровне? Пошли поездки – естественно, за свои деньги, по своей инициативе. Жили по шесть человек в комнате – для студентов это было не в напряг. В конце концов набрались наглости и заявились на московский «Брейн-ринг». Поначалу, первые год-два, проигрывали – но все равно продолжали ездить и играть. И в конечном итоге стали командой высшей лиги в «Брейн-ринге» – таких было три. Так что дорогу осилит идущий – это я в напутствие вашим знатокам говорю.


– В своем телевизионном интервью видеопорталу нашей газеты вы обмолвились, что пора, дескать, островецким знатокам выходить на республиканский уровень, играть в телевизионных передачах, в первую очередь – в «Брейн-ринге». Думаю, у многих возник вопрос: а как реально это сделать?

– Да элементарно! Сформировать команду, зайти на сайт, сделать заявку, пройти собеседование, приезжать – и играть. Как минимум одну посадку за игровой стол мы гарантируем. А если у команды появится еще какой-нибудь партнер, как у ваших соседей – Ошмянский мясокомбинат, то это гарантирует как минимум три посадки за игровой стол. А это – хороший шанс «зацепиться» за игру, почувствовать ее – и идти дальше. Кстати, ваш сосед из Ошмян Федор Шведов вышел именно из «Брейн-ринга» – а сегодня это, как вы знаете, капитан одной из команд телевизионного клуба «Что? Где? Когда?»


– Ну, мы к вам – по крайней мере, кто-то из наших знатоков – возможно, и приедем. А вы к нам?

– Приглашайте! Если звезды сойдутся так, как сегодня, то почему бы и нет?

------------------------------------
Беседовала Нина РЫБИК
.