Покупатель не всегда прав

13:50 / 11.04.2012

Основная часть предпринимателей нашего района занимается розничной торговлей. С полным смирением принимают они нескончаемые проверки контролирующих органов. Надо – значит надо. Кроме этого есть каждодневная работа – поставка товара, принять, оформить, разложить по местам, дополнить, отследить сроки, заказать новый товар, вести кассу, предложить товар, улыбаться покупателям... Практически все эти обязанности ложатся на хрупкие плечи женщин-продавцов.


В этой статье мы не будем обсуждать качество продаваемого товара. В Островце, кроме райпотребобщества, практически нет производителей, самостоятельно реализующих свой товар. Поверьте, никто не желает привозить и продавать плохие продукты или сломанные электроприборы – себе дороже. Наличие некачественного товара экономически не выгодно: слишком большая конкуренция, да и хлопот не оберешься. Предлагаю стать за «ту сторону» прилавка.
Как-то спросила у одной знакомой – вы чего покупателям не улыбаетесь? Она ответила – начинали работать – пробовали, однажды мужчина-покупатель сказал – «чего скалишься, дура», а одна из дам вывод сделала – «лыбишься – значит что-то тут не так». Нет, не спорю, бывают в жизни и математические и орфографические ошибки. Но это не дает права оскорблять другого человека. К слову – оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, – влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин (ст. 9.3 КоАП РБ). Продавец вправе привлечь свидетелей и обратиться с заявлением в соответствующие органы.
Почему-то высказать свое «фе» все горазды, а вот если нечаянно допустили порчу имущества продавца, так становимся такими милыми и несчастными. Женщина возмущалась отсутствием «бейджика» на груди продавца (кстати, в тот раз он просто за воротник халата завернулся), а сама нечаянно банку с кофе разбила (цена более семидесяти тысяч) – ну выскользнула она у нее. Поведение так быстро изменилось… Согласно статье 429. Гражданского кодекса РБ «риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законодательством или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». При самообслуживании (когда весь товар на прилавках в торговом зале) взяли товар – он ваш и вы за него в ответе. Продавец не вправе его у вас отнять, но и вы (пока не оплатили) не вправе его повредить. Сказать к слову: согласно п.14 Правил «осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» утвержденных Постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004г. №384, гласит – «Покупатель, допустивший порчу имущества продавца, обязан возместить нанесенный ущерб». Пока вы не купили товар, он является собственностью продавца, как и оборудование, инвентарь… Повредили – компенсируйте стоимость.
Часто встречающееся нарушение со стороны покупателя – зашел, взял пару пачек с прилавка и к кассе, а тем не менее, – «при продаже товаров методом самообслуживания покупателям запрещается производить отбор товаров в сумки, пакеты, портфели и иные подобные вещи, принадлежащие покупателям (п. 20 Правил)».
Если вы захотели купить товар, который находится в витрине, помните, что образцы товаров, находящиеся в витрине, продаются после проверки их качества. Продавец вправе предложить вам другой, аналогичный товар (п. 13 Правил).
В кафе не стоит возмущаться, если сразу после сделанного заказа вам предложили рассчитаться – в торговых объектах общественного питания продавец вправе предложить потребителю предварительную оплату продукции, услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи, саморасчет либо другие формы оплаты (п. 31 Правил).
Согласно п. 40 Правил – Продавец вправе не обслуживать лиц, нарушающих правопорядок.
Правила, как и Закон «О защите прав потребителей» находится в каждом торговом объекте и доступен всем покупателям.


На тему отношений продавца и покупателя можно рассуждать бесконечно. Есть покупатели, которые нагрубят и унизят, некоторые сделают запись в книгу жалоб и предложений. Встречаются и такие, что приносят чужой товар (купленный давно и в другом магазине) и утверждают, что продавец нарушает сроки реализации, хотя такого товара у последнего даже в продаже нет. В отместку или от усталости порой дерзят и продавцы.
К сожалению или к счастью у покупателя много прав и мало обязанностей, но это не означает, что хамство, неряшливость и бестактность не могут быть раскрыты и наказаны.


Леокадия КИТКОВСКАЯ, юрист.