Куда уходят деньги автовладельцев ?

08:26 / 09.06.2017
4

Не раз приходилось слышать нарекания в адрес определенных служб, что дороги, за пользование которыми каждый водитель ежегодно отдает немалую сумму, остаются – не все, но есть и такие – в плачевном состоянии.

С тем, что асфальтное покрытие наших дорог, особенно с увеличением потока транспорта, после зимы далеко до идеального, не поспоришь: того и гляди угодишь колесом в глубокую выбоину. А ведь хочется, чтобы радовал водителей и их четырехколесных друзей не покрытый темными заплатками, более-менее подправленный, а новый, ровный асфальт. «Ни денег, ни дорог!» – то тут, то там раздаются возмущенные возгласы.

dorogi2.jpg

Так куда же уходят деньги автовладельцев и почему сельские жители до сих пор вынуждены трястись по гравийке, выезжая в город, а горожане, хорошо зная «дырявые» маршруты, тратят время и топливо на то, чтобы их объехать, – это попытался выяснить корреспондент «АП».

kgk.jpgПо информации Комитета госконтроля

Контроль за реализацией государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в нашей стране, и в Гродненской области в частности, осуществляет Комитет госконтроля, который и отметил недостаточную работу Гродненского облисполкома, райисполкомов, руководителей организаций по этому вопросу.

Так, два года в области не были определены виды и объемы работ, выполняемых на местных автомобильных дорогах.

Препятствием для выполнения программы явилось и систематическое недофинансирование из средств областного бюджета и постоянные задержки оплаты выполненных работ.

Не являются объективными и не отражают реальную ситуацию состояния дорог ежегодные обследования местных дорог, поскольку они производятся только на определенном их количестве – около 50%. В области остается много автодорог местного значения, состояние которых оценить как удовлетворительное невозможно, а некоторые дороги с асфальтобетонным покрытием можно назвать таковыми только условно, так как на них полностью разрушен асфальтобетон.

Выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств на изготовление проектно-сметной документации по 22 объектам капитального и текущего ремонтов местных автомобильных дорог.

По результатам проведенных проверок предприятий дорожной отрасли установлено незаконное получение средств из бюджета на сумму 1,2 млн рублей, неэффективное использование бюджетных средств в сумме 271,0 тыс. рублей, доначислены налоги и сборы – 96,2 тыс. рублей, наложено административных взысканий на сумму 286,5 тыс. рублей, к ответственности привлечено 55 лиц, в том числе к административной – 10, к дисциплинарной – 45, из них 5 освобождено от занимаемой должности.

От частного к общему

Раз в год каждый автовладелец оправляется в банк, отсчитывает свои «кровные», получает квитанцию об оплате «за дороги» и садится за руль, уверенный в том, что уже завтра выбоина перед его домом будет заасфальтирована. И очень разочаровывается, что этого не происходит ни завтра, ни через полгода. «Куда же банк отправляет мои деньги?» – возмущается плательщик.

В любом банке существует четкий порядок зачисления и перевода денежных средств, так что «в никуда» или «неизвестно куда» мы направить их не можем, – объясняет заместитель директора ЦБУ № 417 АО «АСБ Беларусбанк» Александр Куликович. – Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении с организаций и физических лиц уплачивается в республиканский бюджет. Перераспределением поступающих средств занимается Министерство финансов.

Районные маршруты

Кулина Д.П..jpgО состоянии дорог Островецкого района, а также о том, сколько стоит асфальтобетонная «взлетка» и откуда берутся деньги на ее ремонт, мы узнали у начальника ДРСУ-159 Дмитрия Кулины.

– Какие дороги нашего района ремонтирует ДРСУ-159?

На территории Островецкого района есть автомобильные дороги республиканского (Р-45 Полоцк-Глубокое-граница Литовской Республики, Р-48 Ворона-Ошмяны-Юратишки-Ивье, Р-52 Гоза-Островец-Ошмяны) и местного значения. Наше управление обслуживает и ремонтирует местные дороги, за исключением городских – ими занимается РУП ЖКХ. На балансе ДРСУ-159 находится 636,093 км дорог, из которых с асфальтобетонным покрытием – 170,242 км, с гравийным – 380,242, грунтовым – 83,795, булыжным – 1,62 км, а также 917 метров погонных мостов.

Какие дороги ремонтируют в первую очередь?

В целях повышения безопасности дорожного движения первоочередной ремонт выполняется на дорогах с большей интенсивностью движения и в зависимости от количества проживающего возле них населения.  Перечень ремонтов на каждый год согласовывается с Островецким районным исполнительным комитетом.

Стоит ли районным гравийным дорогам ждать асфальта?

– В 2017 году председателем облисполкома утверждена программа на 2018-2020 годы. Согласно ей, в районе будут проведены текущий и капитальный ремонты сельских дорог протяженностью 32,3 км. Это будет возможно при условии наличия финансирования.

Для сведения

За выделенные на год для дорожной отрасли района средства можно отремонтировать 2 процента дорог. Так, месячный лимит в летний период денежных средств в 2017 году составляет около 10 000 рублей. День работы грейдера стоит 395 рублей, косилки – 100 рублей. Ремонт одного метра дороги обходится примерно в 180 рублей.

dorogi3.jpg

Городская сеть

dorogi1.jpgРемонт и обслуживание дорог районного центра – обязанность работников жилищно-коммунального хозяйства. О том, откуда приходят и куда уходят деньги на поддержание городской дорожной сети, рассказал начальник участка благоустройства, озеленения и саночистки Островецкого РУП ЖКХ Александр Якубцевич:

– Деньги на комплексное содержание и текущий ремонт объектов внешнего благоустройства, в том числе дорог, нам выделяет райисполком согласно ежегодному договору. Два раза в год, весной и осенью, работники коммунального хозяйства проводят на улицах города плановые осмотры, которые показывают, где в асфальте появились провалы, где нужно поравнять люки или «заштопать» выбоины. Работы по этому направлению каждый раз много: дорожное покрытие изнашивается из-за интенсивности движения транспорта,  особенно – тяжеловесных машин.

Занимаемся мы и внеплановым ремонтом – как только обнаружим «неполадки», а случается, и жители города подсказывают.

Что касается улиц с гравийным покрытием, то, надеемся, и они скоро заблестят на солнце новеньким асфальтом – все документы для этого давно готовы и находятся в Гродно. Дело за финансированием.

Как следствие

Не имея достаточной информации, мы запутываемся в предположениях и запутываем окружающих…

Хотите почувствовать колесами своего автомобиля, куда ушли ваши деньги «на дороги»? Поколесите по новой кольцевой под Минском,  выберитесь к родственникам в Солигорск или вспомните о строящейся развязке по трассе Минск-Гродно –  по ним проходят тысячи машин в сутки, порой – и ваша. Прицел в этом вопросе сделан на транспортные сети республиканского масштаба.

И утверждение ворчунов об обязанности местных служб «закатать» новым асфальтом вчера образовавшуюся перед их домом лужицу не стоит ни копейки, ведь «залатанная» ямочка обходится намного дороже уплаченной ими суммы  сбора.

Текст:
Фото: Ольга Хотянович