Быть или не быть магазину в Чехах

09:16 / 29.07.2017

Коллективные письма, прямые телефонные линии, личные встречи с представителями власти – если человека что-то не устраивает, он пытается это изменить, стучась во все двери и ожидая помощи…

Жители деревни Чехи не раз обращались к представителям районной власти с просьбой-требованием открыть магазин, который более сорока лет верой и правдой служил им и жителям округи – деревень Яцыны и Соколойти – надежным продовольственным «тылом». Они утверждают, что и автолавка их не устраивает: часто приходит с опозданием и без нужного товара.

Чтобы разобраться в ситуации и составить четкое представление о пожеланиях сельчан, заместитель председателя Островецкого райисполкома Павел Викторович Милешко и директор Островецкого филиала Гродненского облпотребобщества Алексей Васильевич Васильев выехали в Чехи. С ними отправился и журналист «АП».

magchehi1.jpg

На виду

На площадке около магазина, который, как утверждают жители деревни, стоял тут «всегда», пока ждем автолавку – а в Чехи она приходит два раза в неделю во второй половине дня, – осматриваемся.

Здание, построенное в 70-е годы 20 века, большое, кирпичное. Но время его не пощадило: крыша протекала еще во время работы магазина; кладка разрушается, посыпая мелкой «дробью» того, кто рискнет подойти ближе чем на метр; стена здания со стороны котельной угрожает обвалиться; оконные рамы превратились в труху, стекло в них съехало вниз, беспрепятственно пропуская внутрь ветер и дождь… Невозможность дальнейшей эксплуатации здания подтверждают и документы: Алексей Васильевич показывает предписания милиции и санстанции о закрытии магазина из-за его непригодности к эксплуатации.

На слуху

Неспеша – на горизонте еще не видно даже пыли от приближающейся  автолавки – к привычному месту ее «дислокации» подтягиваются покупатели, приговаривая, что снова придется ждать. Минут десять-пятнадцать еще ничего. А если сорок минут или час?.. И хорошо, что теперь тепло и на голову не льет…

Присоединившись к беседе, представители районной власти узнают, что магазин нужен не только тем, кто живет в Чехах, но и жителям близлежащих деревень; что автолавка – дело хорошее, но хлеба для их, последнего в списке остановок, населенного пункта не всегда хватает; что в плохую погоду ждут чеховцы «магазин на колесах», сидя на самодельной скамейке под стенами неработающего магазина.

magchehi2.jpg

magcheh3i.jpg

magcheh4i.jpg

На повестке

В активной беседе, целью которой было договориться, как решить проблему обеспечения жителей Чехов продуктами, было отмечено несколько важных моментов.

 Чтобы открыть магазин, аварийное здание нужно отремонтировать. А это большие затраты: десятки тысяч рублей – в «новых». Тогда как выручки, которая бы их оправдывала, в этой торговой точке не будет.

 Даже если представить, что деньги на ремонт каким-то чудесным образом нашлись, – магазин не сможет функционировать без продавца: бывший ушел на заслуженный отдых, а желающих работать в сельской местности нет. И среди жителей деревни помочь не только односельчанам, но и всей округе пока никто не согласился.

 Чтобы триста человек не испытывали нужды в продуктах, к двум маршрутам автолавки в неделю поступило предложение пустить третий.

 Еще одна проблема не только жителей Чехов, но и других деревень по маршруту обслуживающей их автолавки – старая машина. Она часто ломается в дороге, имеет небольшую «вместимость» и неудобное боковое окно-прилавок.

По заверению директора Островецкого филиала Гродненского облпот­ребобщества Алексея Васильевича Васильева, у организации есть возможность заменить ее на более удобную и надежную. Таким образом снимутся вопросы прибытия автолавки согласно расписанию.

Вместо решения

Всем хочется иметь как можно больше благ в шаговой доступности. Но проходит время, которое разрушает не только бетонную кладку и, как казалось когда-то, несокрушимые кирпичные стены, но и привычный уклад, – и заставляет жить по-новому. Не время подстраи­вается под нас – мы под время…

Вопрос о том, что же делать с торговым обслуживанием жителей деревни Чехи – оставлять автолавку или искать возможности для «стационарного» магазина, – пока остается открытым. Но ясно одно: открывать «точку» в разрушающемся здании нельзя – как и то, что вкладывать огромные средства в строительство или ремонт заведомо убыточного объекта торговли – неправильно: сейчас все вынуждены считать деньги. Хотя ни Павел Викторович, ни Алексей Васильевич не исключают такой возможности… Но в любом случае нужно начинать с продавца.

Автолавка трижды в неделю – неплохой вариант, особенно если старую машину заменить на более новую. А построить защиту от снега и дождя, думается, не проблема – во всяком случае, это дешевле, чем построить новый магазин.

Из наблюдений

*В воздухе не раз прозвучало: и лампочку можно было в магазине купить, и дихлофос, и зубную пасту…

*Три помидора и бутылка кефира, небольшой кусок «варенки» и пачка макарон – закупаться впрок у местных жителей, по-видимому, нет нужды. Некоторые до следующего приезда автолавки берут полбулки хлеба.

*Кто-то из местных: «Автолавка тоже хорошее дело, и продавцом мы довольны. Но нам бы магазин…»

*Автолавка задержалась в дороге из-за «человеческого» фактора: продавец обязан обслужить всех покупателей, а их в других деревнях в этот день было много.

*Как оказалось, в соседней деревне «магазин на колесах» ждут в нескольких местах – такие многоразовые остановки тоже продлевают время передвижения.

Любой вопрос, в котором есть «обиженные» и «обязанные», решается непросто и нескоро. Но желание всех заинтересованных продвигает его в правильном направлении. Это как шахматная партия: каждый ход сидящего напротив может быть последним. Но это не игра, это жизнь, где главная задача – договориться, и часто путем уступок и желания услышать друг друга.

Пока материал готовился в печать, стало известно, что д. Чехи уже две недели обслуживается двумя атомагазинами Островецкого филиала, которые привозят свежие продукты трижды в неделю.

Ольга ХОТЯНОВИЧ, фото автора.

ostrov-red.hotyanovich@tut.by

Текст: