Сколько нужно времени на "Домашку"
В начале нового учебного года дети и родители узнали о некоторых нововведениях в школах. Среди них – снижение нагрузки на школьника и нормирование домашних заданий.
Причем, согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования, основной учебный материал учащиеся должны усваивать на уроке, а домашние задания должны задаваться с учетом возможности их выполнения: во 2-м классе – до 1,2 часа, 3-4-м классах – 1,5 часа, 5-6-м классах – 2 часа, 7-8-м классах – 2,5 часа, 9-11-м классах – 3 часа. Домашние задания первоклассникам вообще не задаются.
Анекдот о подготовке домашних заданий, когда мать охрипла, сын оглох, соседи выучили все наизусть, а собака пересказала, сегодня очень популярен не только у родителей.
Действительно ли так сложно школьникам готовить домашние задания?
Почти два месяца прошло с начала учебного года. Привыкли ли школьники к выполнению домашних заданий и нужны ли они в средней школе – об этом мы спросили у учителей, детей и их родителей.
Ксения Станчиц, ученица 8 класса средней школы №1:
– Домашние задания нужны обязательно – хотя бы для того, чтобы проверить свои знания. Сколько времени уходит на их выполнение? Все зависит от того, сколько задано. Обычно за час я успеваю подготовить все. Но бывает, что приходится посидеть и больше. Самый тяжелый день в нашем классе – четверг: вечером в среду нужно выучить химию, физику, английский язык и математику.
Родители мне не помогают, справляюсь сама. Но мама обязательно проверяет выполнение домашних заданий по всем предметам.
Илона Климович, ученица 8 класса средней школы №2:
– На подготовку домашних заданий у меня уходит чуть больше часа. Сначала выполняю задания по самым сложным предметам – физике, математике, химии, потом –остальное.
Иногда помогаю младшему брату Олегу, который учится в шестом классе, делать «домашку» по белорусскому и русскому языкам и математике. Но чаще проверяю их выполнение.
Порой, придя со школы, не хочется ничем заниматься, но понимаешь, что это нужно, чтобы закрепить знания, полученные на уроке.
Татьяна Козич, мама ученицы 6 класса:
– Домашние задания обязательно нужны – нельзя давать детям расслабляться. За 45 минут не каждый ученик успеет усвоить тему урока – закрепить материал необходимо дома. Возможно, не стоит задавать много заданий по одному предмету, но 1-2 упражнения или задачи не помешают точно.
На подготовку письменных заданий у дочки уходит немного времени, но когда в добавок к ним надо готовить историю или географию – время на подготовку увеличивается. Но это не страшно – ведь хорошая подготовка в школе в будущем пригодится.
Оксана Лазарева, учитель средней школы №1:
– Домашнее задание – неотъемлемая часть процесса обучения. Да, за годы существования школы она претерпевала различные изменения. Домашние задания тоже изменялись. В моем детстве, например, кроме стандартных задач и упражнений, были и повышенной сложности – они помечались “звездочкой”.
В начале моей педагогической деятельности вводилось дифференцированное обучение – и домашние задания задавались с учетом индивидуальных способностей учащихся. На мой взгляд, такой подход был оправдан.
Домашние задания должны оставаться посильными и не перегружать школьника, ведь с выполнением каждого последующего, его внимание и память ослабевают.
Особый вид домашних заданий – творческие, которые развивают любознательность, интерес и пытливость детей. Такие я даю по желанию учеников. И, как показывает практика, многие их с удовольствием выполняют.