"Никогда не сдавайся". Испытания, победы и мечты "солнечного" мальчика

12:13 / 09.08.2017
1
Новый  проект «АП» «Никогда не сдавайся» – очень сложный для реализации, потому что не каждый решится рассказать о себе, вывернув душу наизнанку. Но мы рискнули – ведь этот проект, как нам кажется, очень важный – в первую очередь для людей, у которых сейчас, в эту минуту, рушится их устоявшийся мир и кажется, что все кончено…
 Под этой рубрикой мы планируем рассказать о людях, которых судьба поставила в трудные, почти невыносимые условия, на зыбкую грань «или-или» – но они не сдались на ее милость. И готовы поделиться своими историями, своей болью и радостью, своим пониманием жизни и советами с нашими читателями – чтобы те, к кому однажды злодейка-судьба придет с жестоким «приветом», знали, что они – не первые и не последние, кто получил «карту с черной меткой», и что со злым роком можно и нужно бороться – и побеждать.

А начинаем мы этот проект историей Владислава Ляховича, четырнадцатилетнего мальчика из деревни Слобода, который за свою недолгую жизнь перенес столько испытаний, что впору подивиться: откуда в этом маленьком худеньком тельце такая сила и мужество?

ВОПРЕКИ

Испытания Владика начались задолго до его рождения. Трагические обстоятельства в жизни родителей его будущего папы Павла, нежелание матери его будущей мамы Лены отпускать дочку замуж вообще, а за деревенского парня – в особенности работали против того, чтобы любовь молодых людей закончилась свадьбой. Но они очень хотели быть вместе – и вопреки воле матери Елены и судьбе, которая подкидывала им одно испытание за другим, стали мужем и женой. 
Молодые поселились в полусгоревшем доме родителей Павла в Слободе, завели хозяйство – бабушка Лены, единственная родная душа, которая поддерживала внучку и по мере своих небогатых сил и возможностей старалась помогать, подарила им корову. И стали жить, как могли и умели: работали, отстраивали дом, а главное – любили друг друга. И день за днем строили свой маленький счастливый мир.
…Их первенец, рыжеволосый солнечный Владик, рождался трудно. Настолько, что у Елены возникли серьезные проблемы с позвоночником. Полгода молодая мама не могла подняться с постели – это при маленьком ребенке и деревенской жизни с ее множеством работ и забот! С хозяйством и ребенком управлялся муж. Врачи предлагали операцию – но никто не давал гарантии, что после нее Елена встанет. Старый профессор посоветовал лекарство – очень дорогое, по немыслимой для их семейного бюджета цене – но оно давало надежду, что операции можно избежать. Подаренная бабушкой корова ушла на то, чтобы поставить Лену на ноги...

БЕДА

Беда пришла неожиданно, когда все уже вроде наладилось, оттуда, откуда не ждали. Впрочем, если бы кто-то знал, когда и откуда она может прийти, и мог подготовиться…
Елена предполагает, что страшную болезнь сына спровоцировал укус пчелы – во всяком случае, именно после этого на голове у мальчика выросла шишка, которая, тем не менее, ребенка не беспокоила, разве что парикмахеру доставляла неудобства. 
А в девятилетнем возрасте Владик, всегда энергичный, веселый, без видимых причин стал вялым и пассивным. Однажды он сильно напугал маму и учительницу: уснул в школе прямо на уроке и проспал два часа, несмотря на то, что вокруг кипела обычная шумная школьная жизнь…
Вскоре у мальчика увеличился лимфоузел на шее. Врачи не сумели сразу поставить правильный диагноз – лечили от воспаления: уколы, физиопроцедуры, согревающие компрессы… Когда предположили, что за опухолью скрывается гнойник, который незамедлительно нужно вскрыть, материнский инстинкт подсказал Лене, что делать этого ни в коем случае нельзя: она не согласилась на операцию. Из опухоли взяли биопсию – в ожидании  результатов анализа женщина с ребенком еще две недели провела дома. 
Результаты, подтвердившие худшие опасения, направление в Республиканский научно-практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии и внезапно поднявшаяся высокая температура у Владика – все это случилось практически одновременно. До Минска мальчика чуть довезли, а в приемное отделение Центра папа внес его на руках…
Когда шокированные диагнозом сына – острый лимфобластный лейкоз, плохо соображающие родители вошли в больничную палату, их «обрадовали» «друзья по несчастью»: два года мучительного лечения – это в лучшем случае. И худший, более скорый и страшный итог тоже никто не исключал: более 80 процентов крови ребенка поражены.
Началось долгое сражение со страшной болезнью. Родители по очереди находились с Владом в больнице – благо, в Центре для этого предусмотрены все условия: без родителей ребенку в любом возрасте там находиться и лечиться просто невозможно. Они научились разбираться не только в лекарствах, которые назначали сыну, но и в том, как отличается их качество в зависимости от страны-производителя – ведь от этого зависело самочувствие Влада, и часто вместо бесплатных лекарств приходилось покупать те, которые ребенок мог переносить. Они научились носить за ребенком капельницу – мальчик принимал лекарство непрерывно, а лежать сутками, не поднимаясь, почти невозможно; научились считать капельки – сколько их должно влиться в тоненькую вену на почти прозрачной детской ручке за минуту – и регулировать этот процесс; научились высчитывать дозы и давать нужное лекарство строго в назначенное время, минута в минуту. 
Они не могли сделать только одно: взять на себя боль сына.  Это самое тяжелое испытание – видеть, как страдает твой ребенок – и не иметь возможности ему помочь.
Неимоверно сложно было Лене и Павлу. А что пришлось пережить Владу – невозможно представить: лютому врагу того не пожелаешь… Но мальчишка стоически переносил болезненные процедуры, мучительные, изматывающие сеансы химиотерапии, выворачивающую наизнанку гормонотерапию, строжайшую, безоговорочную диету. А еще – разлуку с друзьями, со школой: они при малейшей возможности звонили, поддерживали, передавали приветы – ему так хотелось быть с ними, своими друзьями и одноклассниками: играть, гонять на велике… И прощание с мечтой: мальчик хотел стать летчиком! «Но ничего, – убедил себя Влад. – Инженер-конструктор – тоже хорошая профессия. Вот поправлюсь, закончу школу – и обязательно выучусь на инженера!» Он твердо знал, что все  вытерпит – и поправится.
Два долгих года ежедневного лечения: сначала в Центре, затем – на дневном стационаре – специальные домики для этого построены рядом с Центром, чтобы хоть на время дети и родители могли побыть в домашней атмосфере. Затем – долгожданное возвращение домой! Да, еженедельные поездки в Минск, да, бесконечные анализы, да, таблетки и уколы по дням и по часам – но ведь уже дома! А тут ведь и стены помогают, и воздух лечит…

РЕЦИДИВ

Два года Влад лечился. И два года затем находился в состоянии ремиссии. Отросли выпавшие волосы, стал укрепляться иммунитет – уже не было необходимости все время носить марлевую повязку, чтобы не «подцепить» какой-нибудь для всех незначительный, а для него – убийственный вирус, сняты многие ограничения по диете. Он вернулся в школу, к своим друзьям и любимым учителям, которые все это время поддерживали Влада и его семью, чем и как могли. Все они поверили, что болезнь ушла, что судьба наконец-то перестала испытывать эту семью на прочность. Лена и Павел даже решились на второго ребенка – у Владика родился братик Вольдемар.
А потом случился рецидив. Это был как удар обухом по голове, как гром среди ясного неба. И результаты анализов показывали, что химиотерапией уже не ограничиться… Вердикт врачей был суровым: мальчику необходима трансплантация костного мозга – и чем скорее, тем лучше. 
Но «скорее» не получалось: нужно было найти донора – на эту роль никто из близких не подошел. Искать пришлось за границей, где существует солидная база, – а это дополнительные бюрократические процедуры, связанные с забором крови, пересылкой ее за границу, направлениями, лицензиями, которые заканчивались в самый неподходящий момент, с людьми, которые болели тогда, когда их подпись на каком-то документе была нужна как воздух… А тем временем дни мальчика утекали, как вода сквозь пальцы…
Наконец донор нашелся – им стал 25-летний парень из Германии. У них с Владом оказалась стопроцентная совместимость – крайне редкий, можно сказать, исключительный случай. 
Но оказалось, что те многочисленные испытания, которые они уже пережили, – ничто в сравнении с тем, что еще предстояло вынести. В первую очередь – Владиславу: в отличие от первого случая, в отделении трансплантации мальчик лежал совсем один, даже медперсонал к нему заходил после многочисленных этапов дезинфекции. Родители могли наблюдать за сыном только через стеклянную дверь – и видеть его муки было невыносимо…

ПОМОЩНИКИ

Даже слушать то, что тихим голосом рассказывает Лена, мне, чужому человеку, больно.
– За что вы держались все это время? Кто вам помогал, поддерживал?– спрашиваю, понимая, что вынести такие испытания без поддержки сложно.
– Бог, – без раздумий отвечает Лена. – Конечно, помогали люди – коллектив Ворнянской школы, одноклассники Владика. С пониманием отнеслись к нашей беде и в организации, где работает Павел: он ведь восемь месяцев был на больничном с Владом – я оставалась дома с младшим сыном и 93-летней бабушкой. Я только навещала их в Минске. Но без Божьей помощи и поддержки не знаю, как бы мы выстояли. Бог нас ведет по жизни всегда.  Когда я лежала парализованная, все время молилась, просила Бога, чтобы дал мне встать на ноги и вырастить своего сына. Сейчас прошу за Владика – и верю, что Он нас не оставит.

МЕЧТЫ

Сейчас  у мальчика ремиссия. Он дома, с родными – и как страшный сон вспоминает те испытания, которые ему довелось пережить. 
О чем мечтает этот солнечный мальчишка, умница и весельчак? 
– Окончательно выздороветь, – перечисляет Влад. – В будущем – стать инженером-конструктором, а пока – о большом наборе лего. Покататься на мотоцикле…
Услышав о последней мечте, я отдала мальчишке шлем, который мне подарили байкеры: думаю, ребята, узнав, кому достался их подарок, простят меня и не сочтут это неуважением. Ведь нужно было видеть, как радостно заблестели глаза у Владика, когда он надел этот шлем, и как долго он не мог поверить, что это – ему, и навсегда!
Я верю: Влад еще погоняет на байке, заработает и купит себе самую лучшую машину, сконструирует нечто такое, от чего все ахнут.
Ведь с ними, Владиком и его семьей, – Бог. И добрые люди. 
Которые, кстати сказать, могут прийти в пятницу, 11 августа, в 18.00 на благотворительный концерт. Все собранные средства будут направлены на дорогостоящую реабилитацию, которую еще предстоит пройти Владиславу Ляховичу.

Нина РЫБИК.
ostrov-red.rybik@tut.by


Текст: Нина Рыбик