Социальное предпринимательство – что это такое?

08:26 / 30.10.2017
Вадим – алкоголик со стажем, которому не нужно ничего, кроме бутылки… 

Дмитрий в свои 33 однажды решил поставить на своей жизни точку – настолько опротивели его пьяные выходки не только окружающим, но и ему самому…
  
Елена, без зазрения совести отдав сына на воспитание матери, умудрилась влезть в долги государству, не оплачивая коммунальные платежи несколько последних лет, и собственному ребенку на 7 000 рублей.

Таких историй-проблем в каждом большом и маленьком городе – пруд пруди. Как и других, не менее сложных и серьезных – в разрезе не столько собственного пространства каждого из нас, сколько всего общества. Безработные и вышедшие из мест лишения свободы люди, старики, беспризорники и «ИДНщики», заваленные мусором улицы города и разбитые дороги, плохая экология и переработка вторсырья, заброшенные здания и запущенные земли – проблем море. И так не хочется погружаться во все это – видеть, слышать и понимать суть происходящего! Ведь у большинства из нас есть «его дом – его крепость»: чистый, уютный, теплый...

20171013_143224.jpg


Но жить так – отстраненно, с холодным сердцем и умом, стряхивая с дорогих ботинок пыль несовершенного, а порой и грязного мира – нельзя. Это не мое мнение – это утверждение тех, кто в гонке за материальным благополучием, комфортом и золотым чемоданчиком для многочисленных наследников однажды остановился, посмотрел вокруг и понял: так жить нельзя. И стал действовать…

Социальное предпринимательство в Европе и Америке существует уже давно. Малый и средний бизнес Германии, Бельгии, Чехии, Италии и других стран придумывает все новые способы помочь государству – которому это, несомненно, выгодно – в решении многих социальных проблем. 

А что касается бизнесменов… Без своего интереса они, что тоже вполне понятно, не будут этим заниматься – ведь социальное предпринимательство представляет собой пусть «облагороженную», но все же благотворительность. Открывая «социальное» дело –  вкладывая в него определенные средства, занимаясь бухгалтерией, тратя время и силы на маркетинг, платя положенные налоги, –  заработанные в нем деньги можно потратить только на дальнейшее развитие этого же социально ориентированного предприятия. Ни копейки из этой суммы не может быть направлено в основную деятельность.

20171013_143232.jpg

…Открывая в Минске первое в Беларуси  социальное предприятие по реабилитации людей с алкогольной зависимостью, Катерина Коврова знала, что будет нелегко. И пришла к этому не сразу – такое желание поселилось в ее душе в детстве, пряталось глубоко внутри и боялось проявиться... 

Начиналось все с ее желания помочь детям из социально опасных семей. Вернее, с того момента, когда школьница Катя поняла, что ее отец, а потом, как оказалось, и брат – зависимы, больны… алкоголем. Но не могла ничего изменить – ни для себя, ни для матери, которой было сложнее вдвойне.

Решив помогать детям из неблагополучных семей, девушка не понимала, почему все ее попытки заканчиваются ничем. А дело было не в ней и не в тех, кому она хотела подарить свою поддержку, тепло и уют, ощущение защищенности и надежности.
Начинать нужно было с их родителей – с тех, кто променял любовь самых дорогих и близких на алкогольную эйфорию.  

…Пять человек работают на социальном предприятии по реабилитации людей с алкогольной зависимостью «Нашы майстры». Они изготавливают гипсовые эко-фигурки для творчества и декора: мишек Тедди, статуэтки и подсвечники, копилки и шкатулки… Работают – и получают за это достойную зарплату. Работают – и чувствуют себя нужными и востребованными. Работают – и начинают понимать: есть в их жизни что-то более важное, чем алкоголь.

20171013_143315.jpg



Это не безвозмездная помощь «для поддержания штанов» – это возможность начать новую жизнь. Это серьезные требования к качеству работы и ответственность. Нерадивые, ленивые и безответственные здесь не задерживаются. Чтобы быть жизнеспособными и развиваться, «Нашы майстры» должны соответствовать жестким требованиям рынка. И тот, кто попадает сюда не «за справкой», а за возможностью жить – достойно, это понимает и прилагает максимум усилий –   чтобы не потерять возможность «оставаться человеком», снова не скатиться вниз.

…Вадим работает в мастерской дольше всех – он пересмотрел свое отношение к спиртному, посещает занятия в клубе анонимных алкоголиков и не просто верит – видит, что жизнь стала налаживаться. 

Дмитрий часто приходит на работу в четыре часа утра – когда наступает время самой жестокой «ломки». Но он держится и находит отдушину в маленьких белых фигурках, которые, кажется, оживают в его еще вчера трясущихся руках. Сегодня он видит свет в своей жизни, смыслом которой стала Елена. У них семья. Они забрали к себе ее старшего сына и уже воспитывают общего ребенка – красивую здоровую дочурку, «приданое» для которой собирали известные люди белорусского шоу-бизнеса. И вместе выплачивают  ее долги – вдвоем проще, особенно если есть уверенность в завтрашнем дне…

20171013_151918.jpg


Скажете, что утопия – помогать тем, кто оступился, упал и не может подняться? Вкладывать деньги в подобную благотворительность, которая не принесет прибыли – разве что лишние хлопоты? В нашем небольшом, хоть уже и не таком маленьком, как несколько лет назад, городе – возможно. Но хочется верить, что пока. Мы не можем угнаться за бешеной скоростью жизни мегаполисов. Только это не означает, что наши люди бесчувственные, черствые и сухие. Просто в таких, как наш, небольших городках больше порядка и меньше соблазнов…

Хотя они все же есть. И есть надежда на то, что  подобное социальное предпринимательство войдет и в нашу жизнь новыми идеями и проектами – не через год, так через два, три… Когда это по-настоящему будет нужно – не только тем, в кого будут вложены силы и средства, но и тем, кто будет их вкладывать.





Текст:
Фото: Ольга Хотянович