Путевые записки дальнобойщика

11:01 / 14.04.2017

13.jpgМы привыкли, что красоту окружающего нас мира можно рассмотреть, только отправившись в путешествие во время отпуска. И почему-то не замечаем особенностей той или иной страны, ее красоты или, наоборот, уродства – да-да, случается и такое, если брать во внимание не ландшафт и температуру воздуха, а социум с его правилами и беззаконием, уровнем жизни и смертности…
С малознакомой и, казалось бы, ничем не выделяющейся Туркменией мы познакомимся через стекло большегрузного автомобиля островчанина Юрия Мацкевича. Это была его первая поездка и первые, а значит, и самые яркие впечатления об одной из постсоветских стран…
УРОК ГЕОГРАФИИ
Туркмения, она же Туркменистан, расположена в Центральной Азии среди песков пустыни Каракума, которая и занимает центральную часть страны. Граничит с Ираном, Афганистаном, Узбекистаном и Казахстаном. С запада страну омывает Каспийское море. Независимость Туркмения получила только в начале 20 века. Основная часть населения – мусульмане.
ЗНАКОМСТВО
На дорогу  от Минска до Туркменистана – почти десять тысяч километров, три границы с паспортным контролем – Россия-Казахстан, Казахстан-Узбекистан и  Узбекистан-Туркменистан, уходят не одни сутки.
Но попасть в Туркмению для простого обывателя и туриста довольно непросто не из-за большого расстояния: визы сюда получить сложно, да и стоят они недешево –  около 550 долларов на шесть месяцев. Поэтому, хотя эта страна очень интересна для любителей познавать мир, едут туда туристы очень редко.
Посмотреть здесь, несомненно, есть на что, однако времени на это нужно немало. Все, что удалось в первое посещение Туркменистана – поездка была рабочей, поэтому не предполагала развлечений и отдыха, –  получить о ней хоть какое-то представление.
КЛИМАТ
Высокая испаряемость влаги и редкие дожди приводят к частым засухам. Летом жара достигает 50 градусов.
Нелегко привыкнуть к большой амплитуде среднесуточных температур: дневная плюсовая температура резко сменяется ночными заморозками до минус 2-3 градусов.
На равнинах бывают сильные ветры и песчаные бураны.
ЧТО УДИВИЛО
1. Национальная валюта туркменов – манат, однако все расчеты производятся в американских долларах.
2. Хоть дорог в привычном нам «асфальтовом» понимании в Туркменистане практически нет – машины передвигаются между населенными пунктами прямо по проторенным колесами песчаным колеям – дорожные сборы все равно платятся. Так, 900 километров по стране «фурщику» обойдутся примерно в 106 долларов.
12.jpg14.jpg
Одной из лучших считается дорога к столице – городу Ашхабаду. В пустыне же, где об асфальте приходится только мечтать,  передвигаться очень сложно. Едешь-едешь – и вдруг – тупик. Дальше не проехать – барханы выше машины. А на карте показано, что там идет дорога. Так попытка сэкономить топливо и время заканчивается провалом.
Приходится ждать помощи, которая может прийти и через сутки – в виде КАМАЗа или бульдозера.
Интересно, что по этой «трассе» ездят даже местные – и на «легковушках». Толкают, подкапывают застрявшие в песке колеса, но все равно пытаются прорвать напрямую: среди барханов расположено предприятие по добыче газа.
Новый понтонный мост через Амударью тоже платный – и если для легковых автомобилей сумма символическая, то водителям большегрузов придется раскошелиться: за один проезд через реку – 94 доллара.
3. Для автомобилей за время пути повстречалась лишь одна стоянка – она тоже оказалась платной. Мойка машин – ручная: щетка, керхер – и вперед.
4. Ночью по пустыне, чувствуя себя полноправными хозяевами, бродят шакалы. Об их количестве говорят будоражащие мысли звуки и множество следов на песке.
5. Из-за особенностей рельефа и климата высоких зданий неь даже в городах. В сельской местности большинство строений вылеплены из глины.
11.jpg
6. Хлеб туркменов – белые лепешки одного вида. Черного хлеба, привычного белорусам, нет. 
Качество продуктов питания, особенно мясных, в большинстве своем желает быть лучшим.
В придорожных кафе, где меню включает всего одно-два блюда, в порции «гречка с мясом» от последнего слова только запах – вместо мяса сверху уложены ломтики картофеля.
7. Оплата коммунальных услуг – воды и газа – происходит по лимиту. Оплачивается лишь то, что идет сверх устаноленного лимита.
8. Литр топлива стоит меньше маната – при курсе 1 доллар=3 маната, на «черном» рынке – 6,5 маната, чем большинство людей и пользуется. Примечательно, что банки принимают иностранную валюту, но не продают, поэтому неофициальные «обменники» чувствуют себя просто необходимыми.
Так, за 1 доллар по серому курсу получится около 7 литров топлива.
К слову
В Туркменском городе Горлык белорусы участвуют в строительстве предприятия по добыче калийной соли.
Здесь не встретишь больших туристических автобусов, пассажиры которых осаждают древние крепости, как не увидишь и рекламных указателей местных достопримечательностей. Но этим Туркменистан – страна загадок и тайн – притягивает еще больше, рождая в сознании различные теории и мнения.  Простота ее климата и размытость социально-экономического развития пробуждают желание раскрыть эти тайны, понять, что за люди – туркмены, как они живут, как себя чувствуют в своей стране и о чем мечтают. Направление уже задано…

Текст:
Фото: Юрий Мацкевич