Путешествуем с Ниной Рыбик. Казань

16:21 / 13.08.2017

kazan.jpg

Гостеприимные земляки – Василий, Тамара и Оля Ребко – не только познакомили меня со своей второй Родиной – республикой Марий Эл, но и устроили экскурсию в Казань – город уникальный и неповторимый, официально признанный третьей, после Москвы и Санкт-Петербурга, столицей России; религиозный, культурный, национальный центр Поволжья.

…Пока машина мчалась по вполне приличной, в отличие от внутренних марийских дорог, федеральной трассе, я вспоминала, что знаю о Казани, кроме сакраментальной фразы из бессмертного фильма «Иван Васильевич меняет профессию», вынесенной в заголовок. Столица республики Татарстан; родина замученного в тюрьме Моабит поэта Муссы Джалиля – когда-то читала со сцены его душераздирающее «Варварство»: «Они с детьми погнали матерей и яму рыть заставили, а сами…»; тут была обретена одна из самых почитаемых православными икон Казанской Божьей Матери. То, что дворец бракосочетаний здесь размещен в необычном здании, построенном в форме казана – от татарского котла и пошло название города: этот вопрос мы позорно не взяли на одной из игр ЧГК. Да, и бабай, которым в детстве пугали детей, по-моему, тоже из Татарстана родом?

– Оттуда, – смеется Оля. – Я вот никогда его не боялась, потому что по-татарски «бабай» – это «дедушка».

Не густо… Но у меня ведь есть почти целый день, чтобы если не узнать – это невозможно за столь краткий срок, – то хотя бы понять и почувствовать этот загадочный город!

kazan11.jpg

kazan5.jpg

kazan8.jpg

kazan4.jpg

КРЕМЛЬ

Для тех, кто, как и я, приезжает в Казань впервые, все дороги ведут в кремль. Гордой белой птицей Спасской башни, распростершей свои белые крылья – крепостные стены, он, вознесшись на высоком холме, откуда и пошла Казань, кажется, парит над городом, защищая его от врагов и прочей нечисти. А когда узнаешь, что парит он так вот уже почти пятьсот лет, а сам город недавно отметил свое тысячелетие – охватывает, без преувеличения, благоговейный трепет.

kazan1.jpg

kazan2.jpgНынешний каменный Казанский кремль был возведен вместо деревянного после завоевания Казанского ханства в 1552 году Иваном Грозным, и строили его, можно сказать, наши земляки – псковские каменщики под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя – тех самых, что возвели собор Василия Блаженного в Москве.

По кремлю можно гулять долго – если, конечно, вы не ограничены временем: интересных, красивых, овеянных легендами мест здесь предостаточно: это и «падающая» башня Сююмбике, и комплекс пушечного двора, и простоявшие столетия Спасская и Тайницкая башни, и множество музеев…

kazan10.jpg

Но больше всего меня поразили два храма на территории кремля. Один, Благовещенский собор, – своей древностью и намоленостью: построили его те самые псковские каменщики без малого 500 лет назад.

А другой – необыкновенно красивая, белая и воздушная, как юная невеста в подвенечном наряде, мечеть Кул Шариф. Несмот­ря на то что всякое строительство на территории объектов, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, запрещено – а казанский кремль был включен в это список в 2000 году, – эта мечеть была возведена в 2005-м. По своему «образу и подобию» она максимально приближена к стоявшей тут до прихода Ивана Грозного древней мечети и названа именем легендарного имама Кул Шарифа, известного своей мудростью и храбростью, при встрече с которым даже хан спешивался с коня и целовал ему руку.

kazan3.jpg

Но еще больше меня удивило и порадовало, что два храма – мусульманский и православный, которые стоят почти рядом друг с другом, и их прихожане не только чтут веру и традиции своих предков, но и уважают «иноверцев». Чего стоит хотя бы такой факт: в мечети города Кул Шариф, вопреки незыблемым мусульманским правилам, не призывают громогласно пять раз в сутки с минарета к намазу – потому что рядом размещена церковь. А в Благовещенском соборе колокола звонят только внутри храма – и это ответная дань уважения традициям соседей-мусульман.

Кстати сказать, такая толерантность присутствует не только на территории кремля, но и во всей Казани: если где-то строится православный храм, то рядом непременно возводится мечеть; если власти дали разрешение на сооружение мечети, то можно не сомневаться – вскоре неподалеку появится и церковь. Численность татар и русских в городе примерно одинаковая, и власти Татарстана ведут, на мой взгляд, мудрую политику национального равенства и веротерпимости. 

КАЗАНСКИЙ АРБАТ

Во всяком уважающем себя городе есть свой Арбат, а на нем – свои «фишки», привлекающие туристов. Казань себя очень уважает – и поэтому на ее арбате, который сохранил прежнее название – улица Бауманская, таких «фишек» – на каждом шагу.

Конечно же, здесь есть пресловутый «нулевой километр» с расстоянием до всех мировых столиц. И даже до Мекки и Северного полюса – всего-то навсего без малого 4 тысячи километров! И карета российской императрицы Екатерины ІІ, в которой она прибыла в Казань: оригинал хранится в музее, и его нам увидеть не довелось – но для таких торопыг, как мы, на Бауманской выставлена максимально приближенная к оригиналу бронзовая копия – что называется, почувствуй себя царицей…

kazan12.jpg

Своя история, связанная с посещением Казани Екатериной ІІ, и у казанского кота – он куда пожирнее йошкиного будет, хоть морда такая же хитрющая и наглая. Это, говорят, от того, что, будучи в Казани, царица попросила подарить ей кота, а то мыши в питерском дворце совсем озверели. А услужливые придворные так раскормили царского любимца, что он на тех мышей и смотреть не пожелал… Короче, царский кот – ко всех смыслах этого слова.

На казанском арбате познакомилась я и с бабаем из детских страшилок. Права была Оля: совсем он не страшный, вполне себе симпатичный татарский дедушка. Наговаривают на него – аж обидно.

kazan9.jpg

kazan6.jpg

Ну и конечно, чак-чак – попробовать его можно во многих местах, но здесь – его столица. Как, вы еще не знаете, что такое чак-чак? Не смущайтесь – я до этой поездки тоже не знала. Чак-чак – это национальное татарское лакомство: выпечка, залитая медовым сиропом (в худшем случае – сахарным: научились экономить). Вкуснотища! Ну да, конечно, калорийная – а что вкусное без калорий? На улице Баумана чак-чак продается в каждой сувенирной лавке, есть и специальные кафешки, ему посвященные, а в городе, говорят, создан даже музей чак-чак – но туда мы не добрались. Да и что на чак-чак в музее смотреть – его пробовать надо! 

kazan7.jpg

…МОЛИ БОГА О НАС!

Одна из самых почитаемых православных икон Божьей Матери была обретена в Казани, отчего и получила свое название. Тогдашний священник Гостинодворской церкви Ермолай, ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси Гермогеном, записал историю ее обретения.

После пожара 1579 года, унич­тожившего значительную часть города, десятилетней девочке Мат­роне трижды во сне являлась Богородица и повелевала откопать ее икону на пепелище. Девочка рассказала про свой сон матери, та с другими женщинами пошла на пепелище, они долго копались, но ничего не нашли. Икона Богородицы явилась, только когда за лопату взялась сама Матрона.

Впоследствии на месте обретения иконы был построен Богородицкий монастырь, первой монахиней которого стала та самая девочка Матрона, принявшая постриг под именем Мавра.

Многочисленные списки Казанской иконы прославились многими чудесами: с этой иконой ополчение Минина и Пожарского отстояло Москву, по легенде, заступничество Казанской не позволило гитлеровцам занять блокадный Ленинград во время Великой Отечественной войны. Эта икона – первая помощница в семейных делах, в решении трудных вопросов.

Один из списков Казанской иконы Божьей матери долгими окольными путями, через множество частных коллекций даже попал в Ватикан и находился в личных покоях Папы Римского Иоанна Павла ІІ. В 2004 году Понтифик через своего посланника передал православную святыню Патриарху Московскому и всея Руси Алексию ІІ. А тот, в свою очередь, подарил Казани – сейчас Ватиканский список хранится в том самом Богородицком монастыре, построенном на месте обретения иконы.

Чудотворных списков иконы много. К одному из них, что находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга, довелось приложиться и мне – и это тоже можно назвать маленьким чудом: все было против – и все сложилось.

Но первообраз святыни был утерян. И в давние времена, как и теперь, то, что для одних – святыня, для других – только богатый оклад, золото да серебро, которое можно продать. В 1904 году богато украшенный первообраз Казанской иконы похитили из монастыря. Вора быстро нашли – им оказался 28-летний местный крестьянин. Но вернуть икону не смогли: злодей утверждал, что богатый оклад продал, а саму икону сжег в печи.

Но жители Казани до сих пор не верят, что Казанская икона утеряна безвозвратно. Существует множество версий, что более столетия назад вор украл не подлинник, а копию, что святыня ждет своего часа и будет вновь обретена, как только для нее построят храм.

Так это или нет – время покажет. Пока же тысячи христиан ежедневно и ежечасно молят Казанскую Божью Матерь о помощи и заступничестве – и, не взирая на то, какого размера и стоимос­ти икона перед ними, получают по своим молитвам…

Рассказывать о Марий Эл, Йошкар-Оле, Татарстане и Казани можно долго. Но сколько ни говори «чак-чак» – во рту слаще не станет. Я постаралась поделиться с вами, уважаемые читатели, своими знаниями и впечатлениями от посещения этого удивительного края в надежде, что для кого-то они станут путеводными. И икона Казанской Божьей Матери  вам в помощь!

Текст: Нина Рыбик