Познай Беларусь. Воложин

13:12 / 13.07.2017

С каждым шагом, каждый год преодолевая десятки, сотни километров по дорогам родной Беларуси, убеждаешься, что мест, и в нашей стране – изучай-не изучишь, познавай-не познаешь, множество. В каждой области, в каждом райо­не, да почти в каждом поселке живет своя история, вкусно приправленная особенными традициями и культурным наследием.

Главное, подавая готовое блюдо под названием «Памятники культуры», не переборщить – может получиться с привкусом…

Valojin1.jpg

В поисках направления

Очередной изученной точкой на карте моих путешествий стал город Воложин. Почему? Наверное, нет среди современных туристов человека, который очертя голову отправится за сотни километров, чтобы «может быть» «что-нибудь» увидеть.

И помощник-интернет, который, пролистывая страницы одного тематического сайта за другим, приоткрыл мне загадочный и богатый мир города, стоящего, как утверждают его жители, как великий и могущественный Рим, – на семи холмах, помог составить предварительный маршрут.

Но больше всего в длинном списке известных  мест Воложина, где, между прочим, что ни дом – то какая-то история, меня заинтересовала… Нет, не деревянная церковь Святых Константина и Елены, не образец классицизма конца 17 века – костел Святого Юзефа, не дворец графа Тышкевича и даже не старое еврейское кладбище с полуразрушенной иешивой…

 В первую очередь я решила наведаться на одну из самых старых улиц города, которая когда-то носила говорящее название «Домики».  Интригу закрутил все тот же «Гугл», который утверждал, что среди других памятников культуры и архитектуры Воложина это место, сегодня известное  воложинцам как улица Горького, имеет особую историческую ценность: здесь располагается гарнизонная застройка, оставшаяся от значимого в истории Беларуси периода под условным названием «под поляками». Это да еще несколько фотографий домов – вот скудная информация, которую удалось выудить из «всемирной паутины».

Valojinnesohr.jpg

 По страницам архивов

Деревянные дома по улице Горького в Воложине – образцы городской застройки начала 20 века, выдержанные в стиле нео­классицизма. Таких типовых проектов жилых кварталов на территории нашей страны было немало. Разрабатывались они польскими архитекторами для военных офицеров и их семей.

Гарнизонная застройка в Воложине включала шесть домов, три из которых были деревянными, остальные – кирпичными. В некоторых домах проживало по несколько семей.

Примечание.

Более подробно об архитектурных особенностях домов можно прочитать в «Собрании памятников истории и культуры. Минская область».

 

Происки дядюшки Гугла

Бодрый шаг замедлялся по мере того, как подходила к концу знаменитая улица. Но – увы! Из деревянных домов с бетонными колоннами у крыльца, поддерживающими небольшие треугольники-козырьки с маленькими окошками – такие же  козырьки, которые больше напоминали мини-веранды, повисшие в воздухе, находились у некоторых домов и по торцам крыши, – остался только один. Находясь в отдалении от проезжей части, он призывно выпячивал целый ряд белеющих колонн – но больше ничего не указывало на то, что этот длинный, облагороженный сайдингом и плиткой дом – историческая ценность.

Как оказалось, сейчас это здание передано на баланс цент­ральной районной больницы – и стало общежитием для молодых специалистов-врачей.

Не удалось прикоснуться и к кирпичной кладке домов, переживших отступление гитлеровцев:  во время немецко-фашистской оккупации в зданиях гарнизонной застройки располагалось гитлеровское гестапо. Отступая, немцы не успевали вынести документы – их сожгли вместе с домами-«хранилищами». Кирпичные постройки, правда, не сильно пострадали  от огня, но со временем пришли в негодность и были снесены. Осталось только одно кирпичное здание – двух­этажный дом бургомистра, отличавшийся не только высокими колоннами, но и красивым парадным крыльцом-лестницей.

Valojinburg.jpg

Теперь в нем, по-совре­мен­ному оштукатуренном и покрашенном, с металлочерепицей на крыше, расположился краеведческий музей – где, к слову, и удалось узнать о судьбе почти исчезнувшей улицы – «известного» памятника истории.

В ответе за всех

Что оставалось делать растерянному туристу, который оказался к тому же дотошным журналистом? Ну не разворачивать же оглобли не солоно хлебавши!

Удивление, перемешанное с возмущением – как можно сравнять с землей историю?! – рвалось наружу, подыскивая, на кого бы вылиться.

Кто отвечает за каждый кирпичик, скамейку, клумбу или фонарь в  этом городе?..

– Дома гарнизонной застройки по улице Горького, хоть и отличались архитектурой и несли на себе определенную печать времени, не представляли никакой культурной ценности – мы это тщательно проверили, – поясняет начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Воложинского райисполкома Анатолий Ядуалович Алиев. – Комиссия признала некоторые из них аварийными, ремонт таких зданий стоил бы неоправданно больших затрат,  поэтому было принято решение об их сносе. Людям, которые здесь проживали и каждый день рисковали жизнью, были выделены квартиры в многоквартирном доме.

На месте одного из снесенных домов за средства Банка развития был построен дом семейного типа, на месте других – посажена аллея.

В оставшихся доме бургомистра и другом – с пятью колоннами сделан косметический ремонт, укреплен фундамент – они стали приносить жителям хоть какую-то  пользу.

Мы считаем, что любое имущество должно использоваться, поэтому продумываем для каждого здания или сооружения план, по которому оно будет «работать». Так  вернулся к жизни  дворец Тышкевичей с постройками – теперь здесь «живут» военная часть и милиция.

Valojingarniz.jpg  

– Долгое время это здание было детским садом, – рассказывает районный гинеколог  Александр Андрусевич. – Но когда его передали больнице – а было это около десяти лет назад, – детсад стал общежитием для медработников. И чтобы осовременить старое здание, отремонтировать его, провести коммуникации – у нас есть все, кроме газа, – властям пришлось немало поработать. Теперь здесь два крыла – для семейных и «одиночек».

Чувствуем ли, что живем в особенном месте? Конечно. Не дают забыть об этом толстые стены и высокие потолки: летом они хорошо сохраняют прохладу, а зимой не дают задерживаться теплу.

Не вылилось – улеглось. Да и возмущаться было нечему. Просто оказалось, что представление о памятниках истории, культуры, архитектуры у людей определенных профессий разное. Как и мнений о том, что с ними следует делать: «консервировать» – и любоваться или использовать – и получать прибыль.

Не все старое и полуразрушенное может быть памятником, не все рассказанное – историей… Это не закон, а, скорее, недоразумение, в котором нет правых и виноватых. Разве что найдутся обиженные – но это могут быть только туристы, которые поверили – а только потом проверили.

Интересный факт

Из 23 жителей Воложина, которым был задан вопрос: знают ли они, чем известна улица Горького? – утвердительно ответили только семеро.

Из 5 опрошен­ных, проживающих на этой улице, о гарнизонной застройке рассказал только 1 человек; 3 – знали, что «что-то было»; 1 – прожив здесь больше тридцати лет, ни разу «ничего такого» не слышал.

Ольга ХОТЯНОВИЧ, фото автора.

ostrov-red.hotyanovich@tut.by

Текст: Главный администратор